Проблема ядерной безопасности на корейском полуострове. ядерная политика кндр. Проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове: подходы России к ее решению Угроза ядерной безопасности на корейском полуострове

Пхеньян 3 сентября объявил об успешном испытании водородного заряда, который может быть использован в качестве боеголовки для межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Японские и южнокорейские сейсмологи сообщают, что, по их оценкам, мощность землетрясения техногенного характера, зафиксированного на территории КНДР, почти в 10 раз сильнее аналогичного подземного толчка в 2016 году, когда состоялось пятое ядерное испытание. Сеул считает, что мощность взорванного заряда может достигать 100 килотонн и не исключает возможности военного ответа.

"Время безвозвратно упущено"

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что никаких рычагов воздействия на ядерную программу КНДР, кроме переговоров, не существует. Такое мнение сенатор высказал в воскресенье ТАСС.

"Сегодня США надо понять, что время безвозвратно упущено, и любое давление на Северную Корею контрпродуктивно. Никаких рычагов воздействия на нее, кроме переговоров, кроме диалога, нет. Россия готова принять в них самое активное участие", - сказал Клинцевич.

Он отметил, что в сообщении Пхеньяна об испытании водородной бомбы обращает на себя внимание утверждение, что заряд может быть помещен на баллистическую ракету.

"По сути, это незамаскированная угроза США и их союзникам на Дальнем Востоке. Словом, ситуация день ото дня становится все опаснее. Тем более что никто толком не знает, идет ли речь о блефе со стороны КНДР, или она действительно обладает такими возможностями", - сказал Клинцевич.

"Такие ошибочные действия не на пользу КНДР"

Китайские власти решительно осуждают действия КНДР, испытавшей водородную бомбу и не принимающей во внимание негативную позицию ООН по ракетно- ядерной программе Пхеньяна. Об этом в воскресенье сообщил МИД КНР.

"Несмотря на подавляющее неприятие со стороны международного сообщества, КНДР в очередной раз провела ядерные тесты. Правительство Китая выражает по этому поводу свой категоричный протест", - отмечается в заявлении министерства, опубликованном на официальном сайте.

"Нераспространение ядерного оружия на Корейском полуострове и его денуклеаризация, поддержание мира и стабильности в Северо-Восточной Азии - неизменная позиция Пекина, совпадающая с подавляющим мнением мировой общественности, - говорится в сообщении. - Мы с настойчивостью обращаемся к северокорейской стороне с тем, чтобы она должным образом отреагировала на устремления ООН по проблеме денуклеаризации полуострова".

В документе подчеркивается, что Пхеньян должен четко придерживаться соответствующих резолюций Совета Безопасности (СБ) ООН, прекратить предпринимать шаги, в результате которых проблема урегулирования межкорейских отношений оказалась в замкнутом порочном круге. "Такие ошибочные действия не на пользу КНДР - необходимо вернуться к диалогу по мирному урегулированию, - отмечается в заявлении. - В свою очередь Китай намерен твердо придерживаться всех резолюций СБ ООН, учитывая мнение мировой общественности".

"Дерзкий вызов"

По мнению главы комитета Совфеда по международным делам Константина Косачева, испытание водородной бомбы КНДР является вызовом в адрес международного сообщества, но силовой вариант решения проблемы исключен.

"Проведенные КНДР испытания водородной бомбы - очередной дерзкий вызов в адрес международного сообщества, заслуживающий осуждения", - сказал он. "Однако по большому счету, это испытание ничего не изменило в существующих раскладах. Силовой вариант решения проблемы исключен. Его последствия будут катастрофичны и непредсказуемы, полагаю, что задача КНДР - убедить мир именно в этом", - добавил сенатор.

При этом он подчеркнул, что северокорейское руководство по-прежнему игнорирует позицию международного сообщества, выраженную, прежде всего, в резолюциях ООН.

"Однако его действия адресованы исключительно США и их союзникам в регионе. И гонка угроз будет только нарастать, если ее не прекратит одна из сторон. В идеале - более сильная", - убежден Косачев.

Он также добавил, что если бы Пхеньян не обладал оружием массового поражения, на его территории могла бы быть проведена операция по примеру Ирака. "Нынешний сюжет лишь еще больше убеждает: несмотря на известные пробирки, Саддам Хусейн стал мишенью именно потому, что в США были абсолютно уверены в отсутствии у него оружия массового поражения. Атаковав Ирак, но опасаясь делать это с КНДР, Вашингтон подает четкий сигнал всем - вооружайтесь", - добавил он.

Говоря о путях решения ситуации, Косачев напомнил, что дорожная карта деактивации ситуации, предлагаемая Россией и КНР, по-прежнему актуальна. "А точнее - безальтернативна: деэскалацию конфликта должны осуществлять две стороны", - заключил он.

"Свидетельство прогресса ядерной программы КНДР"

Подтверждение проведения ядерного испытания может стать свидетельством прогресса ядерной программы КНДР. Пхеньян должен воздержаться от новых ядерных испытаний и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Об этом заявил в воскресенье исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) Лассина Зербо.

"Наши станции мониторинга зафиксировали необычную сейсмическую активность в КНДР. Анализ показал, что произошедшее событие было мощнее, чем похожая активность в сентябре прошлого года. По первоначальным данным, активность произошла в районе ядерного полигона КНДР", - говорится в заявлении Зербо.

По его словам, в настоящее время эксперты ПК ОДВЗЯИ детально изучают ситуацию и в кратчайшие сроки подготовят доклад для стран - участниц комиссии в Вене. "Если подтвердится, что произошло ядерное испытание - это станет свидетельством прогресса ядерной программы КНДР. Это станет нарушением положения против проведения ядерных испытаний, которое соблюдается всеми странами за исключением одной с 1996 года", - отметил он.

Как особо подчеркнул Зербо, "произошедшее событие также подчеркивает необходимость того, чтобы международное сообщество приняло решение о юридически обязывающем запрещении ядерных испытаний". "Я настоятельно призываю КНДР воздерживаться от дальнейших ядерных испытаний и присоединиться к 183 государствам, подписавшим Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Я искренне надеюсь, что это послужит окончательным призывом к международному сообществу объявить вне закона все ядерные испытания и послужит вступлением ДВЗЯИ в силу", - заключил он.

ПК ОДВЗЯИ была создана в соответствии с резолюцией, принятой в 1996 году в Нью-Йорке на встрече подписавших ДВЗЯИ стран. Основной задачей этой комиссии является проведение необходимых мероприятий по содействию вступлению в силу ДВЗЯИ и созданию к моменту запуска Договора верификационного механизма. Поскольку ДВЗЯИ еще не вступил в силу, организация называется Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

"Чрезвычайно печальное событие"

Новое ядерное испытание КНДР стало свидетельством игнорирования требований международного сообщества отказаться от развития ядерной программы и соблюдать резолюции СБ ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом заявил в воскресенье генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

"Новое ядерное испытание КНДР - чрезвычайно печальное событие. Это ядерное испытание, которое последовало за двумя испытаниями в прошлом году и стало шестым с 2006 года, полностью игнорирует неоднократные требования международного сообщества", - говорится в заявлении Амано.

Как отметил Амано, "Совет Безопасности ООН в своих резолюциях подчеркивал, что КНДР должна отказаться от дальнейших ядерных испытаний, отказаться от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ в полной форме, поддающейся проверке". "Я вновь настоятельно призываю КНДР в полной мере выполнить все соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ. Агентство продолжает внимательно следить за развитием ядерной программы КНДР, что вызывает серьезную озабоченность. Мы по-прежнему готовы содействовать его мирному урегулированию", - повторил в очередной раз гендиректор МАГАТЭ.

"Вероятность исключить не можем"

Правительство Японии допускает, что КНДР в воскресенье действительно провела испытание водородной бомбы. Об этом заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга.

"Вероятность того, что в этот раз было произведено испытание водородной бомбы, мы исключить не можем", - подчеркнул он. Ранее японское правительство официально констатировало, что КНДР осуществила очередное, уже шестое по счету ядерное испытание.

"Дестабилизирующее поведение"

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг осудил проведение шестого ядерного испытания КНДР. Соответствующее заявление опубликовано в воскресенье на официальном сайте альянса.

Североатлантический альянс "обеспокоен дестабилизирующим поведением КНДР, которое угрожает региональной и международной безопасности", заявил Столтенберг. "[Северокорейский] режим должен незамедлительно прекратить всю ядерную и ракетную деятельность на всесторонней, поддающейся контролю и необратимой основе", - говорится в заявлении.

Генсек НАТО также призвал Пхеньян вновь вступить в диалог с международным сообществом, уважать международные обязательства и прекратить угрозы и действия, которые приводят к обострению напряженности.

"Режим дает нам четко понять, насколько велика угроза миру"

Германский МИД ожидает от Совета безопасности ООН ответа на проведенное КНДР испытание водородной бомбы. Об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.

"Мы будем обсуждать с партнерами по ЕС нашу реакцию, - сказал он. - Я уверен, что и СБ ООН с решимостью примет необходимые меры".

По его мнению, власти КНДР "осознанно подогревают и без того напряженную ситуацию на Корейском полуострове". "Режим дает нам четко понять, насколько велика угроза миру. Мы все стоим перед этим вызовом, поэтому необходимо найти разумный, но однозначный ответ", - призвал глава германского МИД.

"Ядерная программа КНДР с каждым годом набирает обороты"

Новое ядерное испытание могло стать мощнейшим за всю историю проведения подобных тестов в КНДР, однако пока рано говорить о технических характеристиках самого заряда. Об этом заявил в воскресенье исполнительный секретарь

Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) Лассина Зербо.

"Мы не собираемся спекулировать о характеристиках заряда и рассуждать, была это водородная бомба или нет. Физические характеристики произошедшего сегодня события, по-видимому, свидетельствуют, что оно было намного мощнее, чем в 2016 году или годами ранее", - заявил Зербо на специальной пресс-конференции для журналистов.

По его словам, "результаты первичного анализа события, которое произошло сегодня, демонстрируют, что ядерная программа КНДР с каждым годом набирает обороты и растет". ПК ОДВЗЯИ ранее уже предостерегла, что подтверждение проведения ядерного испытания может стать свидетельством прогресса ядерной программы КНДР, поэтому Пхеньян должен воздержаться от новых ядерных испытаний и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

"Безрассудный поступок"

Испытание КНДР водородной бомбы является безрассудным поступком, который несет дальнейшую угрозу для международного сообщества. Об этом заявила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.

"Последний поступок Северной Кореи является безрассудным и представляет неприемлемую дальнейшую угрозу для международного сообщества", - сказала она.

"Все международное сообщество осудило эти испытания и должно объединиться, чтобы продолжить наращивать давление на лидеров Северной Кореи с целью прекращения их дестабилизирующих действий", - подчеркивается в послании британского премьера.

Свыше полувека тому назад завершилась война в Корее, продолжавшаяся три года и унесшая сотни тысяч жизней. 27 июля 1953 г. в Пханмунчжоне между КНДР и Китаем, с одной стороны, и силами ООН во главе с США, с другой, было подписано соглашение о прекращении огня. К сожалению, оно не ликвидировало "горячую точку" на Корейском полуострове, которая время от времени дает о себе знать, и бушующие здесь политические и военные страсти заставляют мировое сообщество лихорадочно и напряженно искать средства по их умиротворению. Причем в последнее время обстановка накалилась настолько, что возникла опасность возвращения к ситуации 1953 г.

ШАНТАЖ КИМ ЧЕН ИРА

В январе 2003 г. руководство КНДР заявило о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия, что не могло не вызвать негативной реакции буквально на всех континентах. Однако Пхеньян на этом не остановился. Его официальные представители и средства массовой информации стали выдвигать аргументы в пользу обладания ядерным оружием. Например, в июне 2003 г. сообщалось, что оно нужно Северной Корее для решения насущных задач народного хозяйства, поскольку позволит "многократно повысить сдерживающий потенциал Корейской народной армии", а это "даст возможность сократить обычные вооружения и направить людские и финансовые ресурсы на развитие производственного сектора экономики страны в целях повышения благосостояния народа".

Появляются утверждения, что КНДР уже обладает ядерным оружием. В частности, Пхеньян объявил о завершении переработки восьми тысяч графитовых стержней, ранее использовавшихся на атомной станции в Йонбене. Считается, что полученного при этом оружейного плутония достаточно для создания пяти-шести ядерных боеприпасов. Вместе с тем прямых доказательств наличия у КНДР ядерного оружия нет. Ведь для проверки работоспособности боезарядов и определения их боевых характеристик необходимо проводить испытания, что при существующей системе контроля скрыть невозможно (даже в том случае, если это будут подземные испытания и малой мощности).

Пхеньян, видимо, блефует, в первую очередь, стремясь приобрести статус ядерной державы. Лидеры КНДР, очевидно, полагают, что это не только позволит Северной Корее выйти из политической и экономической изоляции, в которой она оказалась, но и повысит ее роль на международной арене. Высказывается также мнение, что ядерное оружие необходимо Пхеньяну для решения своих проблем при объединении страны. Понимая, что богатый Юг может поглотить страдающий тяжелым экономическим недугом Север, имея перед глазами опыт воссоединения Германии и особенно незавидную судьбу бывших правителей ГДР, руководители КНДР постараются выторговать себе более благоприятные условия. Вместе с тем не исключено, что, наладив производство оружейного плутония, северокорейские власти рассчитывают продавать его, а вырученные средства пустить на подъем экономики.

Вероятно, официальный Пхеньян пошел ва-банк и намерен как можно дороже разменять свою ядерную программу на гарантии сохранения нынешнего положения и широкую экономическую помощь своей стране, что подтверждается условиями, на которых вроде бы КНДР готова отказаться от ядерных амбиций. Главное из них - отказ США от "враждебной политики". Для Северной Кореи это означает полную нормализацию отношений с Соединенными Штатами, американское признание существующей в КНДР системы, гарантии отказа от превентивного нападения на Северную Корею, а также обещание "не мешать ее экономическому развитию".

Вашингтон категорически отвергает подобные предложения. Однако администрация Джорджа Буша-младшего, по сути, спровоцировала Пхеньян, когда причислила КНДР к "оси зла", "странам-изгоям", с которыми можно разговаривать только с позиции силы. Расправившись с Ираком, США еще и наглядно продемонстрировали, как они будут поступать со всеми, кто не укладывается в прокрустово ложе американской политики. Вашингтон подтолкнул Пхеньян к возобновлению ядерной программы и прекращением поставок КНДР мазута для энергетических целей взамен остановки ядерного реактора в Йонбене.

Как ни печально, но многие факты говорят о том, что США заинтересованы в сохранении напряженности на Корейском полуострове ибо так осуществляется сдерживание Китая, не только сохраняются, но и укрепляются американские позиции во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кампания вокруг ядерной программы КНДР способствовала значительному продвижению американских планов по созданию региональной системы ПРО, которая, как считают аналитики, нужна не столько против Пхеньяна, сколько против Пекина. К осуществлению этих планов уже удалось пристегнуть Японию, сейчас на очереди Австралия и еще несколько стран АТР.

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ДАВНЕЙ ПРОБЛЕМЫ

Ядерную и другие кризисные проблемы можно рационально решить лишь в общей системе корейского урегулирования с учетом интересов РФ, США, КНР, Японии и других стран. Объединение двух корейских государств должно носить постепенный, поэтапный характер. Учитывая исключительную сложность этой задачи, в обозримом будущем реально лишь вести разговор о мирном сосуществовании Севера и Юга Кореи. Или - в лучшем случае - о конфедеративном государстве с двумя правительствами и двумя различными общественными системами.

Представляется целесообразной разработка комплексной программы постепенного, поэтапного объединения Кореи с участием ООН, структурных организаций АТР, КНДР и РК, других заинтересованных стран. Желательно поручить создание первоначальной программы (концепции) не государственным, а общественным научным организациям с тем, чтобы ее излишне не политизировать и по возможности полнее и объективнее учесть реальное положение дел, сложившееся в обеих частях Кореи, интересы различных стран и общие интересы международного сообщества. При этом надо учесть ошибки и уроки, вытекающие из опыта Афганистана (когда правительство РФ отвернулось от правительства Наджибуллы) и объединения Германии.

Общественные и научные организации путем многократного и всестороннего обсуждения призваны подготовить концептуальную основу разработки и рассмотрения корейской проблемы на международном, государственном уровне.

Программа (концепция) решения корейской проблемы могла бы охватывать следующие важнейшие шаги:

Меры по укреплению политического доверия. Отказ от крайностей и нетерпимости идеологической конфронтации, признание статуса двух корейских государств, постепенное их сближение и, прежде всего, широкое экономическое сотрудничество. По опыту Афганистана и объединения Германии нельзя допустить поглощения одной части Кореи другой. Оба государственных образования имеют свои преимущества: КНДР - с точки зрения выражения патриотических чувств корейского народа, обеспечения независимости страны, системы образования и здравоохранения; РК - с точки зрения демократических устоев и развития рыночной экономики. Поэтому надо искать пути взаимного обогащения за счет положительных приобретений и преодоления негативных сторон. Надо трезво оценивать сложившуюся реальность. Северные и южные корейцы сейчас по существу разные по менталитету народы. Поэтому их интеграция будет весьма сложным делом, требующим больших усилий и времени. Но тем более важно когда-то начать этот процесс и стремиться, чтобы все промежуточные шаги и меры были ориентированы на эту конечную цель. Это - прежде всего всемерное развитие экономических и культурных связей между двумя частями Кореи. Заслуживает внимания предложение президента РК о создании форума по региональной безопасности и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии с включением в него обеих Корей, США, Китая, Японии и России;

Сокращение вооружений и постепенная демилитаризация полуострова, вывод иностранных войск из Южной Кореи. До определенного периода могут осуществляться поставки (продажа) оружия в КНДР и РК, но в перспективе неизбежно настанет момент, когда США, Китай, Россия должны будут согласовать свои действия в этом направлении. Особенно это относится к недопущению распространения ядерного оружия, ракетных технологий и создания ПРО. Относительно ядерной программы КНДР были разъяснены российские позиции по вопросам сокращения и нераспространения ракетно-ядерных вооружений, ратификации ДВЗЯИ и совершенствования режима контроля за ракетными технологиями и другим вопросам обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанской зоне.

Российскими участниками конференции подчеркивалось неуклонное стремление РФ к недопущению распространения ядерного оружия в мире, в том числе на Корейском полуострове. Урегулирования северо-корейской ядерной проблемы следует добиваться политико-дипломатическими методами, продолжая переговоры в рамках шести государств: РФ, США, КНР, Япония, КНДР, РК. Вместе с тем российские военные специалисты обратили внимание на необоснованность утверждений сотрудников корейского Института оборонных исследований относительно наличия в КНДР готового к применению ядерного оружия. Было отмечено также, что присоединение Южной Кореи к попыткам создания единой американо-японо-южнокорейской системы ПРО дестабилизирует обстановку в АТР и не пойдет на пользу процессу разрядки па Корейском полуострове.

МНЕНИЕ ЮГА

В ходе конференции с докладами и сообщениями выступили корейские ученые и эксперты в области оборонных проблем. Например, профессор Кан Бон Гу (Исследовательский центр проблем АТР Ханьянского университета) подчеркнул, что сегодня России удается эффективно сочетать гибкость и жесткость в своей политике по отношению к Корее. При этом отчетливо видны различия в подходах США и РФ, проистекающие из несовпадающих национальных интересов двух государств в этом регионе.

По мнению профессора, Россия, во-первых, исходит из того, что американо-северокорейские отношения являются двусторонними отношениями двух суверенных государств и по этой причине не считает желательным предпринимать какие-либо попытки в них вмешиваться. Москва и Вашингтон в настоящее время - стратегические партнеры. Но вместе с тем, несмотря на то, что взаимоотношения России с Северной Кореей были в течение 1990-х гг. довольно прохладными, РФ ныне держит курс на поддержание долгосрочных добрососедских и дружественных контактов с нею.

Во-вторых, Москва, как можно заметить по ее усилиям обеспечить безусловное и бессрочное действие Договора 1965 г. о нераспространении ядерного оружия, последовательно придерживается позиции по сохранению безъядерного статуса Корейского полуострова.

В-третьих, особенность позиции России заключается в том, что терроризм ею понимается как сложное наднациональное явление, угроза глобальной безопасности в целом. Поэтому РФ считает необходимым активно с США сотрудничать в борьбе с этим злом.

Такая позиция России, считает докладчик, не может не находить своего отражения в формировании подходов международного сообщества к проблемам северокорейского оружия массового поражения.

Пэк Сын Джу (начальник исследовательской лаборатории по проблеме Северной Кореи) проанализировал внутреннее положение в КНДР после так называемого "второго ядерного кризиса" и пришел к выводу, что перспективы сохранения северокорейского режима значительно ухудшились. Дело в том, что до состоявшихся в апреле 2003 г. трехсторонних переговоров политика Китая по отношению к КНДР в связи с ядерной проблемой была достаточно умеренной. Но после того, как Северная Корея заявила о возможности обладания ядерным оружием, стали заметны признаки того, что Пекин начал оказывать на Пхеньян определенное давление. А это может оказать негативное влияние на политический авторитет Ким Чен Ира.

Во-вторых, это недоверие США к КНДР. Причем оно находится на том уровне, когда его уже, как представляется, крайне трудно рассеять. Между тем позиция международного сообщества, в котором Соединенные Штаты играют ведущую роль, определенным образом способна ослабить северокорейский режим.

В-третьих, возрастающая настороженность южнокорейской общественности по отношению к Северной Корее. Перед лицом северокорейской ядерной угрозы происходит сплочение консервативных сил РК, что сдерживает активное проведение политики "солнечного тепла" и, в свою очередь, наверняка может привести к усугублению экономических трудностей Северной Кореи.

Ю Ен Ехоль (старший научный сотрудник Института оборонных исследований) подчеркнул, что не оправдались некоторые предположения о роли России как пассивного посредника на шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме. Наоборот, РФ были выдвинуты важные предложения по обеспечению безъядерного статуса КНДР, ясно заявлено о неприятии Москвой факта обладания Северной Кореей ядерным оружием.

Вместе с тем докладчик обратил внимание на то, что некоторые российские СМИ убеждены: РФ находится вне основных тенденций переговорного процесса. Они считают, что в последующем роль Москвы может стать не столь значимой, как того ожидает руководство России. В частности, отмечается скепсис в отношении того, насколько действенными окажутся посреднические возможности правительства РФ в остром американо-северокорейском противостоянии.

Ю Ен Ехоль подчеркнул, что в понимании северокорейской ядерной проблемы у России и Республики Корея имеются определенные различия. Бесспорно, обе стороны едины в главном - в стремлении урегулировать северокорейскую ядерную проблему мирным путем. Однако вызывает разочарование чрезмерная, как представляется РК, защита Северной Кореи со стороны России.

Особо отмечалось, что в ходе предыдущего этапа развития отношений между Республикой Кореей и Россией вопросы безопасности не учитывались в полной мере, а упор делался на развитии экономического сотрудничества. Однако в нынешних условиях необходимы взаимно согласованные усилия для мирного разрешения северокорейской ядерной проблемы, а это может обернуться экономической выгодой для обеих сторон.

Итоги конференции подвели президент корейского института оборонных исследований доктор Хван Дон Джун и президент АВН генерал армии Махмут Гареев. В ходе официальных выступлений представителей южнокорейской стороны красной нитью проходило стремление оправдать стабильный и долгосрочный характер военного присутствия США на Корейском полуострове в связи со стремлением КНДР к созданию ракетно-ядерного оружия и нестабильной обстановкой в АТР в целом. Об этом свидетельствует и большой резонанс в печати в связи с заявлением командования американских войск о планах отвода передовых соединений Соединенных Штатов в глубь территории РК. По мнению южнокорейцев, это может спровоцировать удар со стороны КНДР. Высказывалось пожелание, чтобы Россия активизировала свои возможности и влияние на Пхеньян с целью прекращения разработки ядерного оружия.

Представители российской стороны, в частности, генерал-полковник Варфоломей Коробушин, подчеркивали, что проблему ядерной угрозы на Корейском полуострове можно решить лишь в общей системе преодоления корейского кризиса и объединения страны. В целом российские участники в своих выступлениях проводили мысль о необходимости культивирования в Южной Корее последовательного, неконфронтационного подхода к КНДР и вопросу объединения страны с упором на меры экономического, гуманитарного характера, активного вовлечения в процесс авторитетных региональных и субрегиональных международных экономических организаций.

По проблемным вопросам двустороннего военно-технического сотрудничества российская делегация разъяснила корейской стороне необходимость более последовательного осуществления ранее достигнутых соглашений и дальнейшего их наращивания. Президент Института оборонных исследований доктор Хван Дон Джун, который одновременно является председателем Совета оборонных предприятий РК, обратился с предложением направить в Россию группу предпринимателей, занимающихся бизнесом в оборонной сфере с целью расширения корейско-российского военно-технического сотрудничества. АВН ожидает конкретных предложений по этому вопросу.

Представители Министерства обороны РК и руководства корейского Института оборонных исследований выразили удовлетворенность научной конференцией, подчеркнули готовность продолжать военно-научные контакты с российской стороной. Достигнута договоренность о проведении очередного научного симпозиума в Москве в октябре 2004 г. На эту встречу можно было бы привлечь более широкий круг представителей от Минобороны РФ, МИДа и российских специалистов по корейской проблеме.

Северная Корея располагает вполне достаточным для развития ядерной программы количеством природного урана: запасы месторождений оцениваются в 26 млн. тонн руды, из них более 4 млн. пригодны для промышленной разработки. Сейчас КНДР имеет на своей территории 10 ядерных объектов, включая завод по производству ядерного топлива, но сих пор точно неизвестно, каким количеством оружейного плутония располагает Пхеньян. Госдепартамент США предполагает, что это 6-8 кг., ЦРУ и военная разведка США называют цифру 8-9 кг., Институт Науки и Международной Безопасности США -- 14 кг., южнокорейские и японские источники предполагают, что запасы могут достигать 24 кг. По сведениям МАГАТЭ, Северная Корея запустила две промышленные линии по производству плутония на полную мощность и полу чила в 2003-2004 годах 25-30 кг плутония. Агентство считает, что КНДР способна ежегодно вырабатывать до 10 кг плутония оружейного качества. Относительно военно-ядерного потенциала КНДР имеются различные версии. Некоторые специалисты полагают, что в настоящее время Северная Корея обладает материалами для создания 10-ти и более ядерных зарядов, а также считают, что в распоряжении северокорейцев уже есть 12-15 ядерных зарядов малой мощности. Однако проверить эти данные не представляется возможным. Реальный военно-ядерный потенциал Северной Кореи остается неизвестным. Однако, Пхеньян обладает потенциальной возможностью доставки оружия массового уничтожения, в частности, с помощью ракет малого и среднего радиуса действия. История северокорейской ракетной программы насчитывает более 30 лет и сейчас КНДР -- одна из немногих стран мира, владеющих ракетными технологиями. Северная Корея также имеет устаревшие советские боевые самолеты, которые потенциально могут быть модернизированы для доставки ядерного оружия. Однако ядерные испытания, проведенные в КНДР, все же показали, что уровень развития северокорейских технологий недостаточен для того, чтобы изготовить ядерную боеголовку ракетного или авиационного базирования.

Росту ядерных амбиций КНДР, попыткам Северной Кореи использовать ракетно-ядерный фактор в своей политике, в частности, способствовали: геополитический "уход" СССР из ряда регионов мира, в том числе сокращение его связей с КНДР, включая военную сферу, переориентация СССР, а затем России, на сотрудничество с Южной Кореей; спонтанное формирование однополюсного мира, политика США как мирового полицейского, что имело свою проекцию и на Корейский полуостров; резкое ослабление и без того крайне неэффективной экономики КНДР, серьезные проблемы с финансированием общих ВС КНДР и их оснащением современными средствами, стремление компенсировать это прорывами в ракетно-ядерной сфере; стремление КНДР привлечь внимание к себе как к политической фигуре для повышения своего статуса в регионе, в том числе в ходе переговоров с США, и использование ядерной карты для торгов и разменов в экономической, политической и военной сферах.

Ядерные и ракетные разработки Северной Кореи неоднократно становились причиной международных кризисов, поскольку все последнее десятилетие КНДР успешно шантажирует страны-соседи своими ядерными и ракетными программами. А в феврале 2005 года Министерство иностранных дел Северной Кореи официально заявило о наличии у страны ядерного оружия и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове. Реакция международного сообщества на это была резко негативной. Соединенные Штаты в очередной раз отвергли возможность прямых двусторонних переговоров с Северной Кореей, как и выдвинутое КНДР еще в ноябре 2002 года предложение о подписании пакта о ненападении. Вашингтон также призвал также Китай и Южную Корею не идти на уступки, чтобы заставить Пхеньян возобновить прерванные им переговоры по ядерной программе. В июле 2006 года Джордж Буш возглавил очередную кампанию протестов международного сообщества в связи с испытаниями баллистических ракет "ТЭПХОДОН-2" в Северной Корее. Однако все закончилось тем, что, несмотря на принятие соответствующих резолюций ООН, Пхеньян продолжал разрабатывать баллистические ракеты и работать над своей ядерной программой. 14 октября 2006 года Совет Безопасности ООН одобрил еще одну резолюцию в отношении КНДР, осуждающую Пхеньян за испытание ядерного оружия 9 октября и накладывающую на страну ряд санкций. Кроме того, США, Австралия, Япония и Южная Корея прекратили экономические отношения с КНДР и приостановили поставки гуманитарной помощи Пхеньяну на неопределенный срок. Насколько эти меры окажутся действенными, пока неизвестно. Аналитики отмечают, что такого рода резолюции Совбеза ООН давно уже не играют особой роли в международной политике. Со своей стороны Северная Корея сочла санкции, наложенные Советом безопасности ООН, объявлением войны, и пригрозила незамедлительно нанести "безжалостный удар" по любому государству, которое "попытается посягнуть на суверенитет и право на выживание КНДР под предлогом выполнения санкций СБ ООН".

Очевидно, что военная ядерная программа - единственный серьезный козырь, с помощью которого Пхеньян может удержать на плаву крайне неэффективную экономику страны, а также надеется повысить свой политический статус в регионе. Не исключено, что северокорейский режим решил использовать опыт Пакистана, который взорвал свое ядерное устройство в 1998 году, и выдержал три года санкций, а сейчас является главным союзником США в арабском мире. Вероятно также, что имея в своем распоряжении ядерное оружие, Пхеньян стремится обезопасить себя от потенциально возможного военного вмешательства со стороны Соединенных Штатов. Однако, как отмечает Тед Карпентер, сотрудник исследовательского центра Cato Institute, автор книги "Корейская Головоломка" (The Korean Conundrum: America"s Troubled Relations with North and South Korea), - за исключением КНДР, ни одна из стран, пытавшихся создать ядерное оружие, не делала атомную бомбу своим главным политическим, военным, научным и экономическим приоритетом. Северокорейский ядерный кризис сегодня в центре внимания мировой политики, но эффективного продвижения в разрешении ядерной проблемы пока не видно. Все еще нет и ясного представления о том, каким путем можно реально обеспечить ядерное разоружение КНДР. Однако вопрос состоит даже не столько в том, как решить нынешний кризис, но и в более широком плане - "что делать" с северокорейским режимом и как вообще создать стабильные политико-правовые основы для мира на Корейском полуострове.


Заключение

ядерный оружие безопасность корейский

Особая заинтересованность РФ в развитии ситуации на полуострове связана с обеспечением ее экономических и стратегических интересов, безопасностью дальневосточных рубежей. Нужно подчеркнуть необходимость серьезного отношения к решению корейской проблемы и четкого определения национальных интересов России в регионе. Определение приоритетов по отношению к КНДР и РК создает условия для участия России в решении корейской проблемы на основе принципа "ограниченной вовлеченности". Сохранение статус-кво на полуострове в ближайшей перспективе - основной приоритет российской политики. Обеспечить позитивный нейтралитет будущей единой Кореи - перспективная задача российского внешнеполитического курса.

В ходе исследования мною были выявлены основные подходы к решению проблемы ядерной безопасности на Корейском полуострове: во-первых, нельзя позволить Северной Корее благополучно завершить разработки своего атомного оружия, во-вторых, нужно признать полезным американо-северокорейский двухсторонний контакт, но нельзя допускать, чтобы США монопольно перехватили здесь инициативы, вытеснив Россию из переговорного процесса, в-третьих, северокорейский ядерный кризис может и должен быть разрешен только через многосторонние переговоры с помощью совместных усилий международного сообщества.

Поддерживая и развивая свои отношения с северокорейским режимом, Россия рассчитывает на 1) делая ставку на северокорейскую карту, восстановить свое былое влияние на полуострове, 2) в этом русле со стороны Москвы возможна поддержка устремлений Северной Кореи, 3) учитывая положительные сдвиги, наблюдавшиеся в позиции США и Японии в отношении Северной Кореи, идти дальше по пути восстановления прежних отношений с Севером, считая, что это единственный разумный шаг для сохранения выгодной для России расстановки сил в Северо-Восточной Азии. Урегулирования северокорейской ядерной проблемы следует добиваться политико-дипломатическими методами, продолжая переговоры в рамках шести государств: РФ, США, КНР, Япония, КНДР, РК.

По мнению российской стороны, реализация предложенных к рассмотрению на многостороннем форуме мер позволила бы укрепить режим ядерного нераспространения на полуострове, предотвратить сползание к конфронтации. Нельзя не признать, что российская инициатива сыграла свою позитивную роль. Наряду с усилиями СБ ООН, МАГАТЭ наша идея о международной конференции способствовала спаду напряженности вокруг ядерного вопроса в КНДР, стимулировала возобновление северо-корейско-американского диалога, который завершился женевскими договоренностями. Россия рассматривает рамочное соглашение между США и КНДР как шаг, ведущий к безъядерному статусу Корейского полуострова, полноценному участию Северной Кореи в ДНЯО и выполнению ею соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Вместе с тем нельзя не видеть, что этот документ носит компромиссный характер, и в этом его недостаток. В складывающейся обстановке возрастает актуальность международного форума по Корее. Созыву многосторонней конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова практически нет разумной альтернативы. Ядерный аспект - это ведь только часть проблемы, хотя и достаточно важный. Поэтому требуется широкий, комплексный подход к ее урегулированию, чего можно добиться только на представительном международном форуме.

Для России важно также - с учетом, естественно, быстро меняющейся обстановки - продолжать линию на усиление самостоятельной конструктивной роли в решении ядерной проблемы КНДР, проведение которой, с одной стороны, способствовало бы укреплению влияния России на упрочение режима ядерного нераспространения в этом районе, а с другой - подталкивало бы все стороны, имеющие отношение к этой проблеме, к гибкости, компромиссам, без нанесения, конечно, ущерба интересам Российской Федерации. Можно однозначно добавить, что обеспечение глобальной ядерной безопасности является для мирового сообщества одной из наиболее приоритетных задач.

С концептуальной точки зрения для России наиболее желательным было бы национальное примирение и мирное сосуществование двух корейских государств на пути к объединению Кореи на протяжении длительного исторического периода. Появление в перспективе единой Кореи, стремящейся поддерживать с Россией отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества, в принципе, не противоречит российским интересам. Вместе с тем в обозримой перспективе объединение Кореи маловероятно. В целом для России, с учетом ее нынешних возможностей, актуальной является не задача получения преобладающих позиций в Корее, а недопущение такой ситуации, когда весь полуостров оказалась бы под влиянием какого-то одного, тем более не вполне дружественного России, государства. Так как при нынешнем соотношении сил в СВА и наших экономических возможностях развитие событий по такому сценарию исключить полностью нельзя, для нас в кратко- и среднесрочной перспективе выгодно существование КНДР в качестве суверенного государства. Единственным разумным путем решения ядерной проблемы является учет ряда озабоченностей КНДР в целях постепенного снижения значимости для Пхеньяна фактора ядерного сдерживания. В продвижении к денуклеаризации российские интересы совпадают с интересами США, Японии и РК. Однако, следует, наверное, признать хотя бы для самих себя, что полная ликвидация уже имеющегося ядерного потенциала КНДР не является для нас абсолютным и единственным приоритетом, по отношению к которому все остальные цели носили бы подчиненный характер. Если денуклеаризация произойдет без создания прочной системы коллективной безопасности в регионе, военные риски могут даже увеличиться. Сегодня на повестке дня должно, наверное, стоять "замораживание" имеющегося ракетно-ядерного потенциала КНДР при принятии ею проверяемого обязательства не претендовать на признание в качестве ядерной державы, выполнять требования ДНЯО, пребывая в нем, возможно, в "особом" статусе. Далее надо стремиться к отказу от военного ядерного компонента в будущем, когда удастся найти невоенные механизмы обеспечения безопасности КНДР - вплоть до создания зоны, свободной от ядерного оружия.

Источники и литература

1. Воронцов А.В. Россия и Корейский полуостров в системе международных отношений на Дальнем Востоке в 90-х годах // Проблемы Дальнего Востока. -1997. - № 3

2. Воронцов А. В. Корейская политика РФ в первой половине и середине 90-х гг // Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи. Часть П. - Москва.-1997.

3. Кобозев Н.Н. Корейский полуостров: мифы, ожидания и реальность // Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 3.

4. Моисеев В.И. Россия и Корейский полуостров // Международная жизнь. -1996. - № 2.

5. Моисеев В. И. Россия и Корейский полуостров//Международная жизнь. -1996. - №2

6. Моисеев В.И. Россия - Республика Корея: курсом конструктивного партнерства // Проблемы Дальнего Востока. -1994. - № 4

7. Титаренко М.Л. Корейский полуостров и безопасность в Северо-Восточной Азии // Взгляд из России Актуальные проблемы Корейского полуострова. - Москва.-1996.

8. Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. -- М.,- 2003. -- 405 с.

9. Ткаченко В.П. Корейский полуостров и интересы России. - М,-2002. -208с.

10. Ткаченко В.П. Безопасность в Корее и интересы России: 1961-1995 гг. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Москва.-1997.

11. Ткаченко В.П. Корейская политика России // Доклад на заседании "Круглого стола" Комитета по международным делам Государственной Думы России; Вестник научной информации ИМЭПИ РАН. -1994. - № 9.

12. Толорая Г.Д. Новый старый партнер на Дальнем Востоке //Проблемы Дальнего Востока. - 2000. -№5.

13. Толорая Г.Д. Очередной цикл Корейского кризиса (2008-2010). Российские интересы и перспективы выхода из корейского тупика//Проблемы Дальнего Востока. - 2010. -№5

14. Толорая Г.Д. Корейский полуостров в поисках пути к стабильности // МЭ и МО. - 2008. - № 1

15. Толорая Г.Д. Корейский полуостров и Россия // Международная жизнь. . - 2002. - № 12.

16. Толстокулаков И.А., Ким С. Вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: взгляд из России и США. - Владивосток.- 2006. - 132 с

17. Тригубенко М.Е. Актуальные проблемы Корейского полуострова // Проблемы Дальнего Востока. -1997. -№ 3.

18. Риановости от 16:49 01/04/2010 http://www.rian.ru/politics/20100401/217630437.html

Центр корейских исследований, Институт Дальнего Востока РАН. Проблемы корейского полуострова и интересы России. - Москва.-1998.

Подобные документы

    Договор о нераспространении ядерного оружия. Функции и задачи органов международного контроля. Выступление Президента России на саммите государств–членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению. Современные проблемы ядерного нераспространения.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2013

    Разработка и содержание "Договора о нераспространении ядерного оружия", периодический контроль его действий в виде конференций. Международное агентство по атомной энергии: структура, страны-участники и основные функции. Понятие и значение безъядерных зон.

    реферат , добавлен 23.06.2009

    Истоки напряженности на Корейском полуострове. Парламентские выборы и провозглашение Республики Корея. Выборы в Верховное народное собрание Кореи и провозглашение КНДР. Участие России в обострении конфликта. Желательный исход сложившейся ситуации.

    эссе , добавлен 14.12.2010

    Принятие международной конвенции о физической защите ядерного материала. Нормативно-правовая база предупреждения актов ядерного терроризма в зонах риска на примере Ростовской области. Противодействие нарушениям режима нераспространения атомного оружия.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2011

    Характеристика и анализ позиции России и Японии во время первого ядерного кризиса в Северной Корее в 1993–1994 гг., второго ядерного кризиса в Северной Корее в 2003–2004 гг. Возможные пути решения "ядерной проблемы" в КНДР, вклад в него обоих государств.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Понятие и значение организации "Врачи мира за предотвращение ядерной войны" как движения работников здравоохранения, деятельность которого направлена на предотвращение ядерного конфликта и поощрение ядерного разоружения. Правовые основы деятельности.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Корейская война 1950-1953гг, контрнаступление войск КНА и КНДР. Китай и корейский вопрос сегодня. Принцип китаецентризма в внешней политике Пекина на Корейском полуострове. Китайско-южнокорейские переговоры. Отношение китайской полиции к беженцам с Кореи.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия. Опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана. Сохранение дипломатического противостояния с Соединенными Штатами Америки.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    История возникновения и развития ядерных технологий и оружия в Корее, современное состояние данной отрасли и ее дальнейшие перспективы. Ядерная программа КНДР 1950–1970 гг., 1970–2003 гг. Шестисторонние переговоры как путь решения ядерной проблемы.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2012

    Понятие ядерного оружия, его сущность и особенности, история создания и развития. Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружений в современном мире, законодательная база запрета на ядерное оружие. Сокращение обычных вооруженных сил в Европе.

Проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии имеет несколько аспектов. Во-первых, корейский кризис США пытаются использовать в плане давления на Китай. В своих заявлениях Дональд Трамп постоянно отмечает, что Пекин «должен» решить ядерную проблему Корейского полуострова выгодным для США образом. Принимаются санкционные меры против китайских компаний за торговлю с КНДР.

Второй аспект связан с размещением на Корейском полуострове элементов ПРО THAAD: хотя формально речь идёт о противоракетной обороне, в условиях региона эти действия не столько снижают напряжённость, сколько повышают. Наличие ПРО создаёт соблазнительное искушение для Северной Кореи нанести первый удар и попробовать избегнуть ответного. Южная Корея, таким образом, оказалась вовлечённой в противостояние Вашингтона и Пхеньяна.

Увеличилась вероятность силового решения северокорейской проблемы. Американское руководство устами своих первых лиц чётко озвучивает позицию, «не исключаюшую» силовые варианты. Администрация Дональда Трампа признала, что политика «стратегического терпения», призванная тихо уморить Северную Корею санкциями, себя не оправдала.

В-третьих, определённую угрозу стабильности создаёт и дальнейшее развитие северокорейской ядерной программы. Действия КНДР, направленные на разрушение режима нераспространения и последовательного игнорирования резолюций Совбеза ООН, несомненно, нарушают баланс сил в регионе, создают неопределённость в сфере безопасности. Здесь и Россия, и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности, не могут не осуждать подобную активность, хотя неофициально мотивы северокорейского руководства им понятны. Каждое новое действие Севера требует от мирового сообщества в лице СБ ООН ответной реакции, при том что санкционное давление, по сути, себя исчерпало и грозит превратиться в полную экономическую блокаду, которая будет бить в первую очередь по населению КНДР.

Любой серьёзный военный конфликт на Корейском полуострове не может не задеть российские интересы – хотя бы потому, что даже в самом мягком варианте нашему Дальнему Востоку придётся тратить значительную часть сил и ресурсов на противодействие широкому спектру возможных угроз – от притока беженцев до последствий экологических катастроф, которые могут быть вызваны разрушением ядерных объектов Севера и Юга.

В то же время очевидно, что КНДР вряд ли откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные манёвры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда, чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской эскадры.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки. В складывающихся условиях всем вовлечённым сторонам следует проявлять хладнокровие и сдержанность, не предпринимать шагов, которые могли бы привести к эскалации напряжённости. Силовые опции абсолютно неприемлемы и чреваты катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона Северо-Восточной Азии в целом. Выбор должен быть в пользу максимальной активации дипломатического инструментария.

Важно подходить к урегулированию ситуации в контексте всего комплекса проблем между сторонами и тем самым создавать условия для денуклеаризации КНДР. Это невозможно без нормализации общей военно-политической обстановки, отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых манёвров, формирования атмосферы доверия между государствами региона. Как показали последние события, ситуацию в регионе пускать на самотёк ни в коем случае нельзя. Как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры».

В этой связи РФ и КНР как в рамках , так и в других форматах готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнёрами в целях скорейшего урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова единственно возможными средствами – политико-дипломатическими, через взаимно уважительный диалог и обоюдный учёт интересов и озабоченностей.

Загрузка...
Top