Царь соломон. Великий царь соломон Царь соломон биография

Соломон . Означенное слово означает мирный . Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. (). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом ().

О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше .

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол.

В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле.

Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (, ).

Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах ().

До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюда-то пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого. Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих ().

Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в III кн. Царств (III-XI), и в II кн. Пар. (IX), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) – мудрости Соломона, II) – его богатства, III) – его царствования и личного его характера.

I. Мудрость Соломона . Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость ().

Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии, что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных.

Различные его познания в различных делах поистине были изумительны. И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). Его познания были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя, и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах ().

Кроме сих громадных ученых знаний и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава о его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона ().

Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей (). И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала ().

II. Богатство Соломона . Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности – земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также с Индией.

Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой – в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. Падут пред ним жители пустынь, восклицает псалмопевец , и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары (). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли.

Другим обильным источником при умножении богатства служила слава о его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения – именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства.

Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большой свитой евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами.

Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. ).

Он построил также великолепный дворец для себя – дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (), и вне стен града Иудина – дворец для дочери фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

III. Царствование Соломона . И жили Иуда и Израиль , замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона ().

Эту громадную территорию Соломон разделил на 12 областей, не соответствовавших, впрочем, 12 коленам Израилевым, и над каждой из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования.

Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большей частью язычниц из окрестных народов – моавитян, аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения.

В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода идумейского. Во время покорения идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет, здесь благосклонно принят был фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю.

Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей и, повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранял повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов . Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона ().

Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли, конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (). Книга Екклезиаста , писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости , но при всем высоком поучительном ее содержании она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждой душой верующей. В Притчах , или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели.

Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самым животным!

Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искуство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода – все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом.

Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями.

В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно Иисусом Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона ().

Имя: Соломон (Solomon)

Дата рождения: в 1011 году до н. э

Дата смерти: в 928 году до н. э

Возраст: 62 года

Место рождения: Иерусалим

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: Царь Израильского царства

Семейное положение: был женат

Царь Соломон - биография

Имя Соломон, Шломо, то есть «мирный», под которым сын царя Давида вошел в историю, было дано ему матерью. Другим его именем, которое ему при рождении дал пророк Нафан, было Иедидиа - «любимец Бога».

Людей, которые не вполне заслуженно прослыли великими мудрецами, в истории немало. Но только Соломон, царь Израиля, хотя и совершил множество грехов, умудрился стать еще и святым сразу трех религий.

Соломону сказочно везло. Начать с того, что от подавляющего большинства его современников не осталось даже имен, а о его жизни и делах мы знаем едва ли не всё. Ведь повествующие о нем книги Царств вошли в состав Священного Писания. хотя ничего особенно святого в них нет. Вот что, например, рассказывается там о событиях, предшествовавших рождению маленького принца Соломона в семье царя Давида:

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею».

Чтобы отделаться от мужа красавицы, царь Давид велел отослать его в военный поход и дал инструкцию; «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Когда Урин погиб, царь смог жениться на Вирсавии, и в положенный срок у них родился сын.

Вероломный поступок царя скрыть не удалось, и в Иерусалиме разразился скандал. Пророк Нафан открыто проклял дом Давидов, обрекая его на братоубийственные раздоры. Кроме того, он предсказал, что рожденный Вирсавией младенец умрет. Так и случилось. Давид после этого покаялся перед Господом, и Нафан объявил, что он прощен. Скоро прекрасная Вирсавия родила второго сына, названного Соломон, или Шломо, - от слова «шалом», то есть мир.

Имя это было выбрано не случайно: мир был главным, о чем мечтал тогда царь, измотанный борьбой с воинственным народом филистимлян и прочими врагами, внешними и внутренними. К моменту рождения царевича, в середине 900-х годов до нашей эры, царство, которое называли то Израильским, то Иудейским, занимало меньше половины территории нынешнего Израиля. За каждый клочок земли приходилось сражаться, нередко истребляя всех его жителей. К примеру, завоевав страну аммонитян, Давид «положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи».

Ко времени появления на свет Соломона у сорокалетнего царя Давида от разных жен было уже два десятка отпрысков. Естественно, они без восторга восприняли еще одного наследника, да и друг к другу относились далеко не по-братски. Вскоре после рождения Соломона его старший брат Амнон изнасиловал родную сестру Фамарь, отец простил его. но другой брат, Авессалом. вступился за честь сестры и приказал своим слугам зарезать Амнона. После этого царевич бежал в соседнюю страну, но через три года Давид простил его и даже объявил официальным наследником.

Но Авессалом не хотел ждать - он давно считал себя достойным трона, ибо был самым сильным и красивым юношей в Израиле. Библия пишет, что его роскошные волосы, когда он раз в год состригал их, весили двести сиклей - 2,4 кг Очаровав или подкупив щедрыми дарами многих израильтян, он в один прекрасный день объявил себя царем. Давид, не желая воевать с сыном, отправился со своей гвардией за Иордан, но Авессалом решил избавиться от отца раз и навсегда. Он со своими сторонниками догнал Давида в Ефремовом лесу, и отцу пришлось начать сражение. Его закаленные бойцы быстро обратили неопытных воинов Авессалома в бегство. Сам царевич, убегая, запутался волосами в ветвях дерева и был пронзен стрелами.

На этом тревоги царя не кончились - теперь на трон стал претендовать следующий по старшинству сын, Адония. Кроме того, в Израиле, северной половине царства, поднял восстание некий Савей, а с запада опять напали филистимляне. Давид снова одолел всех врагов, но ему было уже под семьдесят, и его железное здоровье - в юности он одним броском камня сразил великана Голиафа - сильно ослабло. Ночами он никак не мог согреться, и старейшины нашли для него красивую девицу по имени Ависага. чтобы она согревала царя ночью. - но он, поясняет Библия, «не познал ее».

Похоже, со здоровьем у Давида было совсем неважно. Осознав это, его приближенные разделились на две группировки: главнокомандующий Иоав и первосвященник Авиафар хотели посадить на трон Адонию, а пророк Нафан и Вирсавия, которая до сих пор владела сердцем царя, поддерживали Соломона. Адония, уверенный в победе, уже назначил свою коронацию, но Вирсавия проникла в покои царя и напомнила тому данное ей обещание: «Не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «Сын твой Соломон будет царем после меня»? Почему же воцарился Адония?» И Давид назначил своим преемником 18-летнего Соломона.

Адония, узнав о том, что все его интриги, чтобы стать царем, были напрасны, побежал, опасаясь расправы, в храм и ухватился за рога жертвенника, сделанного в виде бычьей головы, - это означало, что он просит защиты у Бога. Его простили, но скоро Давид умер, и Адония опять попытался пробраться к власти. Тут терпение Соломона кончилось, и он велел верному генералу Ванею убить Адонию. Заодно был убит Иоав, хотя он тоже пытался найти убежище у жертвенника. А вот первосвященника Авиафара Соломон пощадил, сказав ему: «Ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя».

«И сел Соломон на престоле Давида, отца своего», - лаконично пишет Библия. Во время коронации новый первосвященник Садок помазал священным миром лоб царя, одетого в льняное платье, расшитое золотом, и алый плащ. Левиты в это время пели псалом: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Как водится, народу раздавали хлеб и мясо жарившихся тут же барашков. Когда торжества кончились, пришла пора заняться делом.

Было создано правительство в составе Ваней, министра финансов Адонирама, министра двора Ахисара и министра полиции Азарии. С ними царь и начал проводить свои преобразования, о которых мы, как ни странно, почти ничего не знаем. Библия - не учебник истории, и ее составителей прежде всего интересовали нравоучительные рассказы и чудеса. Первого в жизни Соломона хватало, а второе в изобилии приписали ему легенды.

Первое чудо случилось уже в начале правления - как было принято, Соломон отправился в святилище в Гаваоне и заночевал там, и Бог, явившись ему во сне, спросил: «Что дать тебе?» Царь попросил для себя мудрости, и Всевышнему это так понравилось, что он дал Соломону не только мудрость, но также богатство и славу: «Так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе».

Свою мудрость царь доказал, женившись на дочери египетского фараона: это прекратило многолетнюю вражду иудеев и Египта, зародившуюся во времена Моисея. Царевна родила Соломону дочерей, получивших египетские имена Басемат и Тафат. Правда, первой женой царя стала все-таки не она, а Ависага, согревавшая его отца, - должно быть, молодые люди сблизились еще при жизни Давида.

Библия говорит: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян». В отличие от Давида, царь практически не вел войн, но при этом сумел расширить территорию Израиля от Нила до Евфрата.

Чаще всего это делалось путем браков: он женился на дочерях соседних царьков, после смерти которых - иногда ловко подстроенной, - прибирал их владения к рукам. Поскольку тогдашние «цари» были всего лишь старейшинами кочевых племен или крохотных городков, и в одной Палестине их было человек триста, гарем Соломона непрерывно разрастался. По утверждению Библии, у него было семьсот жен и триста наложниц.

Мудрость царя проявилась и в том. что он решил сплотить свой народ общим делом - а именно строительством нового грандиозного храма, куда предполагалось поместить ковчег Завета (арон ха-брит) - величайшую святыню, внутри которой хранились скрижали, полученные Моисеем от самого Господа. Давид перенес ковчег из Гаваона в Иерусалим и хотел построить для него достойное вместилище, но не успел. Теперь Соломон заключил договор с царем финикийского Тира Хирамом, в стране которого росли знаменитые на весь Ближний Восток ливанские кедры.

В обмен на кедровую древесину он обязался каждый год давать Хираму большое количество масла, мяса и зерна. В Тир были посланы 30 тысяч человек, которые заготавливали древесину; еще 150 тысяч жителей Израиля добывали в горах камни и переправляли их в Иерусалим. Возводить храм заставили практически всех здоровых мужчин. Стройка длилась 7 лет, и с ней связана знаменитая легенда о главном каменщике, которого звали то ли Хирам, как царя, то ли Адонирам, как Соломонова министра. Он отказался раскрыть секреты своего ремесла и за это был убит. Наследники Хирама якобы основали дня защиты тайн братство «вольных каменщиков» (франкмасонов), сделав его эмблемами циркуль, угольник и отвесные инструменты мастера и в то же время орудия его убийства.

Достроенный храм представлял собой громадное здание, в котором, по мнению богословов, могли поместиться до 50 тысяч молящихся, В центре храма располагалась «святая святых» (Давир), где на каменном пьедестале установили ковчег, охраняемый позолоченными статуями херувимов - не ангелочков, а крылатых быков высотой пять метров. Храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, но перед этим ковчег таинственнно исчез.

Любители тайн ищут его до сих пор, как и другой ковчег, Ноев. Новый храм был построен после возвращения евреев из вавилонского плена, но тоже был разрушен, на этот раз римлянами. От него сегодня осталась одна стена - знаменитая Стена Плача, а из всех сокровищ Соломона, перечисленных в Библии, сохранился лишь золотой гранат, который царь подарил первосвященнику Садоку.

Израиль при Соломоне богател благодаря земледелию и торговле. Годовой доход царя составлял 666 талантов -почти 23 тонны золота. Царский двор каждый день потреблял «тридцать коров (кор = 220 литров) муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц». «Серебро во дни Соломоновы считалось ни за что», -утверждает Библия.

При раскопках в Иерусалиме найдено много чашечек для косметики, зеркал, шпилек дпя волос, кувшинов для импортных благовоний - это доказывает, что придворные дамы зорко следили за модой. В пограничном городе Мегиддо археологи нашли громадные конюшни - похоже, Соломон организовал поставку лошадей из Азии в Египет, где в них остро нуждалась армия фараона. Царь наладил добычу и переплавку меди, а также построил большой флот, который каждые три года плавал в страну Офир, привозя оттуда золото и деревесину ценных пород.

Ученые до сих пор спорят, где находился этот Офир и какое отношение к нему имеет знаменитая царица Савская (Шеба), прибывшая к Соломону «с весьма большим богатством», желая «испытать царя загадками». Древнее царство Саба находилось в Йемене, в Эфиопии царицу считают своей землячкой, но Библия намекает, что она прибыла именно из Офира. Царица явилась испытать мудрость Соломона и пришла в такое восхищение, что вручила ему все привезенные с собой богатства.

Библейский рассказ на этом кончается, но легенды гласят, что прекрасная Шеба, или Билкис, - так она зовется в Коране - полюбила царя, и они не поженились только потому, что ноги царицы - или даже вся она - были густо покрыты волосами. Это не помешало, однако, царице родить Соломону сына Менелика, который будто бы основал династию эфиопских негусов,. В одной из церквей Эфиопии, по слухам, до сих пор хранится ковчег Завета, который царица увезла с собой, - может, поэтому он и исчез из Иерусалима?

Войн и других славных деяний, помимо строительства Храма, Библия за Соломоном не числит - возможно, это и было главным свидетельством его мудрости. Зато царь занимался интенсивным литературным творчеством: «И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах. .. и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах». Последние слова.
неверно понятые, породили позже веру в то, что Соломон понимал язык зверей и птиц.

Сохранилось множество преданий - иудейских, христианских, мусульманских - о мудрых деяних Соломона. Самое знаменитое гласит, что, когда две женщины поспорили из-за ребенка - каждая уверяла, что она его мать, - царь велел рассечь мальша пополам и дать каждой по половине. Та, что в ужасе закричала: «Отдайте ей, только не убивайте!» - и была признана родной матерью. Не менее известна история о кольце с надписью: «Все проходит», которое подарил Соломону один мудрец. Он сказал: «В тяжелую минуту посмотри на это кольцо, и ты утешишься».

Царь так и поступал, но однажды. взглянув на кольцо, он только больше рассердился и сорвал его с пальца, чтобы швырнуть в пруд. Тогда на внутренней стороне кольца он прочел надпись: «И это пройдет». Иногда эту историю продолжают: состарившись, царь горевал, сознавая, что кольцо говорит правду, и вдруг заметил еле заметную надпись на его ребре. которая гласила: «Ничто не проходит».

Немало таких историй содержится в библейских книгах Притчи Соломона и Премудрость Соломона, автором которых считают царя, хотя, скорее всего, это продукт коллективного творчества. Вряд ли принадлежит ему и другая книга -знаменитый Екклесиаст («Говорящий в собрании»). Горькие раздумья о тщете всего сущего могли, конечно, принадлежать состарившемуся царю, но ученые нашли в книге персидские и арамейские слова, доказывающие, что она написана несколькими веками позже.

Соломону приписывают и «Песнь песней» («Шир ха-ширим») - великую книгу о любви, которая в благочестивом толковании трактуется как любовь к Богу. Но так ли это? «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Шлаадской... Как лента алая губы твои, и уста твои любезны: как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими... Два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями».

Да, Соломон мог написать такое одной из своих возлюбленных, но обращать подобную возвышенную эротику к Всевышнему вряд ли решился бы. К тому же половина «Песни песней» написана от лица девушки - скорее всего, это сборник старинных свадебных песен, мудро включенных в Библию и благодаря этому сохранившихся на благо всех влюбленных.

Уже в Средние века Соломону приписали множество других сочинений - большей частью оккультных и магических. Астрологи и алхимики, чтобы не быть обвиненными в ереси, объявили царя, признанного святым, своим покровителем. Он якобы имел чудесный трон, охраняемый золотыми животными, ковер-самолет и перстень с выгравированным на нем тайным именем Бога -с его помощью можно было повелевать ангелами и демонами. Пятиконечную звезду, или пентаграмму, прозвали «печатью Соломона» - по преданию, он становился в ее центр, когда вызывал духов.

Один из экспериментов кончился печально: демон Асмодей забросил царя в пустыню. откуда тот сумел выбраться лишь через три года, пока нечистый, принявший его облик, правил вместо него. В исламских преданиях Соломон (Сулейман ибн-Дауд) более удачлив: он повелевает целой армией джиннов, а непослушных, таких как любимый советскими детьми джинн Хоттабыч из книги Лазаря Лагина. сажает в кувшины.

На деле могущество Соломона было не столь велико. Доходы царя с некоторых пор не покрывали расходов. Задолжав тирскому правителю Хираму громадную сумму, он был вынужден отдать ему 20 городов. Задавленное податями население роптало - особенно израильтяне, которые были многочисленнее жителей Иудеи, но гораздо беднее. Их земляк Иеровоам, занимавший видный пост в царской администрации, поднял мятеж, а потом бежал в Египет, где его радупшо принял фараон Сусаким. Другой угрозой был разбойник Разон, который захватил Дамаск и стал там царем, постоянно нападая на северные израильские земли.

Не меньше хлопот Соломону доставляли многочисленные жены. И дело было не в том, что они, как это нередко случалось в царских гаремах, интриговали. продвигая в наследники своих детей. Соломон был не так плодовит, как его отец: мы знаем только одного его сына -Ровоама. сына Наамы Аммонитянки. Это решало проблему наследования, но возникла другая проблема, о которой пишет Библия: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему...

И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской... Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам». Похоже, царь решил, что служение родным божествам отвлечет его благоверных от интриг, но для служителей храма это был не аргумент.

Они донесли до Соломона вердикт разгневанного Бога: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе. Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему». Царь печалился, но решил не огорчать обольстительных чужестранок - они были его последним утешением в старости, полной огорчений и недугов. Старость в те времена наступала рано - Соломон скончался, когда ему было только 62 года. Согласно еще одной легенде, он велел не хоронить его до тех пор, пока черви не начнут точить его посох, сделанный из сикоморы. Когда это случилось, его признали мертвым и похоронили в богатой гробнице на горе Сион рядом с Давидом.

После смерти царя вернувшийся Иеровоам поднял в Израиле восстание. Законный наследник Ровоам сохранил власть только над Иудеей с Иерусалимом. Израильское царство разделилось надвое, и обе части погрузились в хаос дворцовых переворотов, мятежей и иностранных нашествий. На этом фоне правление Соломона казалось особенно мирным и счастливым - потому-то царя и стали считать непревзойденным мудрецом.

Сам он вряд ли бы согласился с таким определением и, глядя на неутешительные итоги своего правления, вполне мог бы произнести печальные слова, вложенные в его уста автором книги Екклесиаста: «Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это -томление духа: потому что во многой мудрости много печали: и кто умножает познания, умножает скорбь».

Соломон (евр. Шеломо, араб. Сулейман) – третий и величайший царь израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии, Соломон еще при жизни отца был назначен ему преемником и вступил на престол 16-тилетним юношей. Воспитанник пророка Нафана, Соломон был от природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего он позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия. Египетский фараон выдал за него, свою дочь, за которой Соломон получил в приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской – этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией. Быстро развилась торговля, много содействовавшая обогащению как двора, так и всего народа.

В Иерусалиме скапливалось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными простому камню. Устроив внутренние дела государства, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. При этом Соломон пользовался добрыми услугами своего соседа – царя тирского, Хирама, который снабжал его как лесом и другими строительными материалами, так и первоклассными художниками и архитекторами. Храм (начатый в 480 году после исхода из Египта, следовательно около 1010 года до нашей эры) был построен в течение семи с половиной лет, после чего было совершено торжественное его освящение. Соседние государи предпринимали путешествия издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах которого успела распространиться по всему востоку. Таково было посещение царицы Савской. Роскошь Соломона требовала огромных средств, которые и доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей.

Соломон принимает царицу Савскую
Эдвард Пойнтер


Соломон и царица Савская
Иоганн Тишбейн


Соломон встречает царицу Савскую
Джованни Демини

Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного и других морей. К финикийскому городу Тир стягивалась торговля из всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у Соломона, то и вся торговля по необходимости проходила чрез его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в продовольственном отношении, так как она была главной и почти единственной житницей финикийских городов.

Чтобы стать еще независимее от финикиян, Соломон завел свой собственный флот, корабли которого делали далекие плавания и привозили как золото, так и редкие произведения искусства. Корабли царя Соломона доходили до Геркулесовых столбов. Торговля давала казне Соломона большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 талант = 125000 рублей золотом).

В эту лучшую пору своего царствования Соломон вполне воплотил в своем лице идеал того «царя мира», о котором мечтал миролюбивый народ и память о котором впоследствии сохранялась в предании. Но окружавшая его восточная роскошь не замедлила оказать на Соломона свое развращающее влияние. Подобно другим восточным деспотам, он предавался неумеренному сладострастию, завел огромный гарем («и было у него 700 жен и 300 наложниц»); под влиянием иноземных жен-язычниц, он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты. Усилившиеся до крайности налоги стали обременять народ, который роптал и жаловался; блистательное царствование Соломона закончилось грозными признаками внутреннего разложения.

История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и тревоги, но оставленные им книги и особенно «Экклезиаст» дополняют картину его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и в конце концов с грустью восклицает: «Суета сует, все суета и томление духа»! Соломон умер в Иерусалиме на сороковом году своего царствования (1020 – 980 годы до нашей эры). История его жизни излагается в 3 книге Царств и 2 книге Паралипоменон.

А. Лопухин, «Библейская История при свете новейших исследований и открытий», том II.
Статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907

Определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9 -10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32 -40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6 -16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1 -9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии . Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф ; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12 -35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон , где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7 -9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои " (3 Цар. 3, 11 -14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16 -28).

Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания .

Расцвет царства Соломонова

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1 -7). Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7 -19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14 ; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме . Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51 ; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54 -55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере . Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1 -10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11 -13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29 -39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон , но и внутренний - Иеровоам . Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет . Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена . Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского , "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона " . Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий , хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах " .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42 -43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму , но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) , которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между и приблизительно годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют - годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение годом, воцарение - годом, а кончину и раздел царства - годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий , утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия . Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16 -19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон , гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи , Премудрость , Екклесиаст и Песнь Песней . Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона . Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь , по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога " (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля , Сифа [...] Давида и Соломона " (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад . Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего

Еврейская традиция считает царя Соломона, сына царя Давида, который жил в X столетии до н. э., мудрейшим из людей. Много слыша о его блестящем уме, из Эфиопии в Израиль приехала царица Савская (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба), чтобы проверить это труднейшими вопросами; Соломон с блеском ответил на все из них. «Не было ничего незнакомого царю, чтобы он не изъяснил ей», - резюмирует Библия их встречу (10:3).

Есть еще одна легенда: Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал “Красота твоя – красота женщины, а волосы – волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается”.

В Библии сообщается, что царем Соломоном было сочинено 3 000 притч и больше 1 000 песен, а цари со всего света направляли к нему гонцов, чтобы узнать его мудрые речи (5:12,14). Традиция приписывает ему авторство трех библейских книг: «Песни песней», «Притчей» и «Екклесиаста».

Репутацию Соломона как мудреца больше всех укрепил такой случай с двумя блудницами, у которых завязался спор из-за того, кому принадлежит младенец. Одна сказала, что несколько дней назад обе они родили сыновей. Но в прошлую ночь ребенок другой женщины умер, и та подменила своего умершего ребенка на ее живого. Поутру встав покормить младенца, она тотчас поняла: мертвый ребенок у нее на руках - не ее сын. Другая женщина настаивала, что живой ребенок - ее, а первая блудница лжет.

Соломон отдал приказ принести меч и велел палачу рассечь «живого младенца надвое и отдать половину одной и половину другой». «Прошу, господин мой, - с ужасом закричала одна из женщин, - отдайте ей этого ребенка и не убивайте его». Другая же осталась непреклонной: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет - рубите!» - «Отдайте первой живое дитя… она - мать его», - приказал Соломон.
«И услышал весь Израиль о суде… и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы вершить суд» (3:16–28).

Однако не будем придирчивы и преклонимся перед “необыкновенной мудростью” Соломона. Скажем только, что случаев такого рода множество. У всех народов всегда были судьи, сочетавшие проницательность с простотой. Ограничимся лишь двумя случаями. Судьи, о которых пойдет речь, не получали от бога дара мудрости во сне.

Некто взобрался на самый верх колокольни, чтобы что-то поправить там. Он имел несчастье свалиться, но вместе с тем имел счастье даже не ушибиться. Но падение его стало роковым для человека, на которого он упал: этот человек умер. Родственники убитого привлекли упавшего к суду. Они обвинили его в убийстве и потребовали или смертной казни, или возмещения убытков. Как разрешить такой спор? Надо было дать какое-то удовлетворение родственникам умершего. Вместе с тем судья не считал себя в праве обвинять в убийстве, даже и невольном, человека, который сам был жертвою несчастного случая. Судья повелел тому из родственников умершего, который был в особенности настойчив в тяжбе и громче всех требовал мести, самому влезть на верхушку колокольни и кинуться оттуда на подсудимого – невольного убийцу коему вменил в обязанность находиться в это время на том самом месте, где испустил дух потерпевший. Нечего и говорить, что назойливый сутяга сейчас же отказался от своего нелепого иска.

Второй интересный случай произошел с греческим судьей. Один молодой грек копил деньги, чтобы уплатить их куртизанке Феониде за обладание ею. Тем временем ему как-то ночью приснился сон, что он насладился прелестями Феониды. Проснувшись, он посчитал, что было бы неразумно расходовать деньги ради одного мгновения. В свое время он рассказал друзьям о своих любовных намерениях, а теперь поведал им о своем сновидении и решении отказаться от удовольствия стать любовником Феониды. Куртизанка, обиженная таким поворотом дел, а главное, раздосадованная тем, что не получила деньги, привлекла молодого человека к суду, потребовав вознаграждения. Она уверяла, что сохранила право на сумму, которую юноша собирался предложить ей, ибо именно она, хотя и во сне, удовлетворила его желание. Судья, который отнюдь не был никаким Соломоном, вынес постановление, перед которым наши священники обязаны преклониться: этот язычник, которого бог не просветил светом истинного благочестия, предложил молодому греку принести обещанную сумму и бросить деньги в бассейн, что бы куртизанка могла насладиться звуком и созерцанием золотых монет, точно так же, как молодой человек насладился призрачной близостью.

Завоевания отца Давида принесли Соломону самое большое и прочное за всю историю Европы царство. Потому у него было достаточно и времени для отвлеченных размышлений, и средств для грандиозного строительства. Именно им был построен первый Храм Иерусалимский (см. гл. 43), который простоял до 586 года до н. э.

Для того чтобы соорудить Храм он ввел непомерно высокие налоги и каждый месяц отправлял по 10 000 израильтян на принудительные работы в Ливане, чтобы расплатиться за купленные там строительные материалы. Сочетание непомерных налогов с принудительным трудом вызвало возмущение у народа, еще помнящего о горьком египетском рабстве. Насколько же усилился ропот, когда выяснилось, что «чрезвычайные налоги» продолжают взимать и после окончания строительства Храма.

Нарекания вызывала и чрезмерная даже по античным меркам гиперсексуальность царя. Ни у одного еврея за всю историю никогда не было так много жен, как у Соломона. В Библии сообщается, что у него было 700 жен и 300 наложниц. Многие, если не большинство из них, были знатные чужеземки, посредством которых царь поддерживал добрые отношения с их странами. К несчастью, не столь монарх влиял на религиозные убеждения своих нееврейских жен, сколь они совращали мужа в свою веру. В Библии так и говорится о царе, построившем великолепный Храм: «Не было сердце его полностью (предано) Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его; он строил и святилища для идолов, чтобы его нееврейским женам было где молиться» (11:3-10).

В гневе Бог заявил Соломону, что заберет у его потомков царство, оставив под их правлением одно лишь колено Йегуды - и то только ради «раба Моего» Давида и «ради Иерусалима, который Я избрал».
Впрочем, если бы даже Соломон не блистал мудростью, а всю свою жизнь пропьянствовал бы лежа под оливой со своими дамами, и тогда он остался бы в вечной памяти человечества, как самый утонченный и изысканный писатель всех времен и народов. Его перу принадлежат три выдающиеся произведения, принесших всемирную славу ему и прославили в веках его народ. Изысканная любовно-лирическая поэма «Песнь Песней», преисполненные мудрости «Притчи» и отравленный меланхолией и ожиданием близкой смерти «Екклезиаст».

Считается, что полную романтической чувственности «Песнь песней» он написал еще молодым человеком, мудрые и рассудительные «Притчи» - в середине жизни, а мрачный Екклезиаст - на склоне лет.
Главная идея Екклезиаста заключена во втором стихе книги: «Суета сует… все суета» (1:2). Автор книги, именующий себя Екклезиастом, пишет, что он был царем Израиля и сыном царя Давида (отсюда и приписывается авторства Соломону), он набрался большой мудрости, но увидал, что жизнь его по-прежнему столь же бессмысленна, как если бы он ничему и не учился. Книга заключает: «Нет лучшего блага для человека, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его» (2:24).

Екклезиаст в особенности презирает тех, кто посвящает жизнь накоплению денег. «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами» (5:9), - говорит он в одном месте и в другом замечает: «Как вышел нагим из утробы матери, так и уйдет таким, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет в руке своей… и что пользы ему, что трудился на ветер?» (5:14–15).

Одна наиболее смущающая черта книги - ее полное отрицание потусторонней жизни и веры в воздаяние и наказание. Екклезиаст настаивает на том, что Бог относится к хорошим людям точно так же, как и к плохим: «Участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит… Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему» (9:2–3). Чтобы усилить свою мысль, Екклезиаст подчеркивает, что после смерти «нет ни дела, ни замысла, ни знания» (9:10).

За такие выводы, как и за потворство многобожию Соломон подвергается осуждению в тексте Библии. Но несмотря на столь строгое осуждение царя, в еврейской традиции преобладает образ молодого царственного мудреца. Имя Соломона остается популярным у евреев. В нем выражается надежда родителей на то, что их сын будет так же мудр и удачлив, как и его древний тезка.

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.).

Кольцо царя Соломона

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки… Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОХОДИТ», - прочел он.

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО».

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Другой вариант

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойна. И обратился как-то раз царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: „Это пройдет.“ Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но наступил момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»

Копи царя Соломона

После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда “Копи царя Соломона” многие искатели приключений лишились покоя и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.

Из Ветхого Завета известно, что у царя Соломона были огромные богатства. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые постарались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где расположена эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено и по сей день. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.

Большинство археологов убеждены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись “настоящие копи царя Соломона”. В 30-х годах прошлого столетия высказывалось предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего столетия археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромную прибыль.

Одна из лучших притч Царя Соломона

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. П огрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. Быть - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы любящие, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.

- Как достичь совершенства жизни?

Загрузка...
Top