Что такое целомудрие в христианстве. Болевые точки общества. Целомудренное воспитание детей – забота о чистоте тела, души и духа

Целомудрие в широком смысле

Целомудрие – христианская добродетель, целое, неповрежденное, здравое мудрование, мудрая цельность человека, его целостность, внутренняя чистота и непорочность тела, души и духа.

Целомудрие – это здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека. /Свящ. Павел Флоренский/

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях. /Иеросхим. Мордарий/

Целомудрие

1) в отношении ума: чистота и доброта в помыслах; благоразумие, здравомыслие, трезвомыслие;

2) в отношении сердца: скромность, почтительность, благонравие и благородство;

3) в отношении тела: телесная чистота и непорочность или непричастность к плотским грехам.

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. /Преп. Иоанн Лествичник/

Целомудрие состоит в том, чтобы соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах. /Преп. Амвросий Оптинский/

Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего. /Свят. Феофан Затворник/

Внутренне целомудрие состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. Добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом. /Преп. Иоанн Кассиан Римлянин/

Целомудрие в узком смысле

Нравственная чистота как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату.

Целомудрие есть чистота души и тела от всякой плотской греховной скверны. /Преподобный Иоанн Лествичник/

Целомудрие как нравственная чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения. /Святитель Игнатий Брянчанинов/

Целомудрие не в отрицании плоти, а в ее преображении и освящении.

Священное Писание о целомудрии и чистоте

ЦЕЛОМУДРИЕ

а) заповедано : «Не прелюбодействуй». (Исх. 2:14,17). «Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). «Тело не для блуда, но для Господа. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1Кор. 6:13,18). «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3).

б) заповедуется и во взглядах : «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28);

в) заповедуется в речах: «сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение» (Еф. 5:4). «Отложите сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8);

г) заповедуется сердцу: «не пожелай красоты женщины в сердце твоем» (Прит. 6:25).

Мудрость соблюдает в целомудрии: «когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя» (Прит. 2: 10-11).

Пьянство вредит целомудрию (Прит. 23: 31-33).

Нечестивые не имеют целомудрия. «Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 22,24-26).

Побуждение к целомудрию : «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор. 3: 16,17). «Недостаток целомудрия лишает неба: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Святые отцы о целомудрии и чистоте

Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и безсловесных.

Хранение чистоты возможно лишь с помощью Божией.

Матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными. /Преподобный Иоанн Лествичник/

«Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями» /Прп. Ефрем Сирин/

«Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими». /Прп. Исаак Сирин/

«Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

«Целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию о нашем спасении». /Свт. Феофан Затворник/

«Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим». «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий». /Преп. Ефрем Сирин/

«Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий.» «Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос.» «То достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным» /Свт. Иоанн Златоуст/

«Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.» /Свт. Василий Великий/

Что содействует целомудрию?

Святитель Тихон Задонский:

Первое : мало ешь и пей, полюби пост.

Второе : никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь полезное.

Третье : помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде и всегда смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь безбоязненно грешить?

Четвертое : когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному».

Пятое : часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» (из молитвы на 24 часа свт. Иоанна Златоустого) и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.

Шестое : храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими.

Седьмое : стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу.

Преп. Антоний Великий:

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели духовные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению, желание денег надо истребить, гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге.

Преподобный Исаак Сирин:

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься. Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту.

Целомудренное воспитание детей –
забота о чистоте тела, души и духа

✦ В Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое (Откр. 21: 27): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8);

✦ Господь призывает людей очищать свои сердца от страстей и наставлять в том же своих чад;

✦ Начало премудрости и основа всякого доброго воспитания – страх Божий;

✦ Наставление детей в благочестии и в страхе Господнем должно начинаться с младенчества, потому что дети по природе своей склонны как к доброму, так и к злому;

✦ Необходимо греховную наклонность ребенка подавлять и направлять к добру, терпеливо бороться с недостатками и одновременно способствовать развитию добрых душевных и сердечных качеств;

✦ основные возбудители греха по св. Феофану Затворнику – своеумие в уме, своеволие в воле, самоуслаждение в чувствах, поэтому воспитывать детей нужно так, чтобы не отдать их в плен этим возбудителям греха, а напротив, попытаться возобладать над ними;

✦ Гармоничное воспитание подразумевает одновременное воспитание тела, души и духа ребенка;

✦ Поскольку принято условно разделать человеческую душу на три части: умную (ум), вожделетельную (волю) и чувственную (чувства), то воспитывать душу ребенка нужно гармоничным положительным влиянием на все эти три составляющие;

✦ Первые и ближайшие воспитатели ребенка – родители. Семья должна стать малой (домашней) Церковью;

✦ Воспитание в детях здравомыслия, доброй воли, трудолюбия, послушания и истинных чувств любви, сострадания, милосердия, правдивости, стыдливости - необходимые элементы гармоничного целомудренного воспитания детей;

✦ Сердце ребенка – сад, а родители – садовники, поставленные от Бога; воспитание детей в духе целомудрия и чистоты – святая обязанность родителей, за которую они несут ответственность пред Богом.

Соблюдение детей от соблазнов мира

✦ «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7);

✦ Крайнее развращение нравов современного общества в результате отпадения от Бога и погружение в язычество и идолопоклонство, и при этом абсолютное неосознание греха, и полное самооправдание;

✦ Философия освобождения от совести и свободы для греха, философия жизни ради удовлетворения похотей плоти, неизбежно влекущая к обожествлению плотских страстей, внедряется в сознание людей, особенно молодежи, всеми возможными методами;

✦ Огромную роль в развращении нравов играют современные технические, особенно аудиовизуальные средства;

✦ Качественно новое влияние на души детей и взрослых оказывает компьютер, позволяющий быть не только пассивным наблюдателем событий, но и их активным участником в виртуальной реальности;

✦ Отвратить детей от соблазнов этого мира, научить их любить истину и противостоять злу этого мира любовью и молитвой, научить их хранить себя в чистоте и целомудрии - вот задача родителей и воспитателей;

✦ В современных условиях непрекращающейся войны за души детей воспитание детей в духе чистоты и целомудрия является настоящим подвигом, и первая помощница в этом – Святая Церковь.

Воспитание детей для целомудренного брака

✦ Гиперсексуальность стала одной из неотъемлемых черт современной эпохи: похоть возбуждается со всех сторон, все в мире вращается вокруг страсти блуда.

✦ В современном обществе все подталкивает молодых людей к тому, чтобы лишиться целомудрия до брака, настраивает на добрачные и внебрачные отношения, учит воспринимать семью как пережиток прошлого, а детей как ненужную обузу.

✦ Сейчас дети воспитываются так, как будто их не ожидает семейная жизнь, обязанности перед государством, обществом, они оказываются совершенно не готовыми к браку и семейной жизни и даже не имеют истинных представлений о таинстве брака.

✦ Правильно ориентированное нравственное воспитание молодежи должно начинаться с младенчества и готовить молодых людей к сознательному материнству и отцовству, формируя качества, характерные полу и соответствующее поведение;

✦ Человек, сохранивший целомудрие до брака, вероятно, сохранит его и в браке, потому что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

✦ В Церкви над головами брачующихся держат венцы. Чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы; девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия нации и государства.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современное общество к невинности и нравственности относится как пережиткам прошлого. Только христианство дает правильную оценку. Целомудрие — что это означает? Духовная и физическая чистота, непорочность, мысли и поступки, связанные со словом честь — это и есть истинное значение целомудрия.

Это понятие включает нравственную чистоту. Девушки с ранних лет хотят повзрослеть, и для этого не гнушается любыми способами. Они редко думают о последствиях своего поведение. Встречи с мужчинами, употребление алкоголя, сигареты, обладание современными гаджетами – это не относится к целомудренности.

Характерные черты для целомудрия:

  • кротость и скромность, которая не позволяет хвалить себя перед преподавателями, а лучшее доказательство – это изучение предмета и способность правильно понимать материал;
  • серьезное отношение к словам и данным обещаниям;
  • отсутствие пагубных страстей.

Нравственная женщина осознает, что сигарета во рту и бокал спиртного смотрятся дешево. Такое поведение провоцирует презрение и заинтересует мужчину для одноразового секса.

Целомудрие – это духовная чистота. Такие девушки не гонятся за славой и материальными благами. Они живут интересами семьи. Для них характерны добрые дела, помощь животным, больным и детям.

С точки зрения православной веры, значение слова целомудрия в церкви – девушка проявляет строгость в отношении посторонних мужчин, не нарушает пост, причащается и исповедуется. Кроме этого прививать девушке чувство личного достоинства, уважение к старшим и понимание нравственности должна семья.

Святые отцы о целомудрии

Монахиня Нина дала определение нравственности, как мудрого отношения к жизни.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

По мнение Иоанна Лествичника, это объединение всех положительных достоинств.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что высокая нравственность является избавлением от всех грешных мыслей, скверных слов.

Как результат, вот что такое целомудрие:

  • учиться молчанию и посвящать мысли раздумьям о рае и аде;
  • отказаться от блудных мыслей;
  • помогать больным и сиротам.

Святой Амвросий Медиоланский приводит три вида нравственности: вдова, супруги, девственность. Он говорит, что это правило христианской дисциплины.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин назвал целомудрие красотой души, наполненное духовной силой, здравым смыслом и отвагой сопротивления злу.

Кроме святых отцов о нравственности говорили известные писатели. Философ Альбер Камю, утверждал, что в распущенности теряется смысл бытия, только нравственность его возвращает.

Пьер Огюста Карон де Бомарше прекрасно сказал что, чистые душой люди под покровительством Святых Небес.

Мужское целомудрие

Сила целомудрия для мужчин помогает не оказаться в ловушке, которая может его погубить. Человек, украшающий себя добродетелью, обеспечивает защиту, которая поможет выдержать любые искушения.

Те, кто легко окунается вволю сексуальных страстей, теряет быстро мужскую активность. Это ведет к алкоголизму и другим серьезным отклонениям в физическом смысле. Мужчине обладает даром оплодотворения, и осквернение этого источника в православной вере считается грехом.

Отношения будущих супругов

И вот что говорит православие о целомудрии до брака: во-первых, не коснутся нравственных людей негативные последствия ранних половых связей, во-вторых, целомудрие до брака обладает массой преимуществ. Будет много времени для собственного духовного развития.

Молодость – это время сильных эмоциональных нагрузок, которые необходимо пережить. Когда человек научится справляться с собой и контролировать свои чувства до брака, можно говорить о доверии и не нарушении верности друг другу.

Пусть хранит Вас Господь!

Телегония - популярная националистическая страшилка для юных девушек. Тем не менее, порой в неё верят взрослые люди. Заключается эта теория в следующем: телегония утверждает, что на потомство женщины влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно - первый мужчина. Это отражается на внешности и характере детей. Короче, не в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.
Утверждается это на основе двух-трёх примеров двухвековой давности. Что-то такое произошло с лошадью, собаками и голубями.

Священник русской православной церкви о. Николай (Московское подворье Валаамского монастыря) рассуждает:
«Мне трудно комментировать явление телегонии с точки зрения биологии, однако кажется странным, что одиночные наблюдения, полученные на скоте, автоматически переносят на человека. Человек создан по образу и подобию Божию. Кроме того, если бы телегония среди людей существовала, это могло бы отрицать и таинства Церкви! Как объяснялось бы рождение «телегонического» ребенка у женщины согрешившей, но раскаявшейся и получившей отпущение грехов? Протоиерей В.В. Зеньковский говорил: «В христианстве есть одно важное откровение о человеке - о целительном значении исповеди, в которой отпускаются наши грехи. Ошибки, совершаемые в юности, часто по легкомыслию, не остаются тяжким бременем для человека. И надо признать глубоко вредным заблуждение, что будто бы нет прощения совершенным грехам».
Помимо того, если бы явление телегонии существовало, оно отвергало бы возможность иметь собственных детей людям, женившимся на вдовицах. А в Первом послании к Тимофею святого апостола Павла сказано: «Чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей…».

Не все коллеги с ним согласны. РПЦ официально не признаёт телегонию. Но есть священники, которым она кажется достоверной.
Так протоиерей Николай Головкин размышляет: «С духовной точки зрения, телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело. "Гены" - это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребенку: если мать о чем-то думает - это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз, - потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое.
Святой Амвросий Медиоланский назвал его "даром первого брака" от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, - именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят все... Святой Иоанн Златоуст писал: "Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть?.. Ты не вступала в брак? Но это еще не девство».

Первая любовь и сожжение совести это не синонимы. Получается, даже если девушка ни с кем не спала, но любила парня, уже маячит на горизонте телегония. Пора запирать старшеклассниц в теремах.
Телегонию любят обсуждать язычники и их волхвы, которые предлагают избавить женщин от последствий этого явления магическими обрядами за деньги. Связывают это явление с энергетикой, аурой и прочей мистикой. И дамы бегут за спасением от телегонии к волхвам.

С одной стороны, христианская церковь призывает девиц хранить целомудрие до законного брака. С другой стороны, фантастическая теория этому не подспорье, и апеллируя к ней, можно насмешить тех же девиц, если они более-менее образованны. Разве не хватает здравых аргументов и цитат из святых отцов для пропаганды целомудрия?
А вы верите в телегонию?

Вы спросите: «Зачем же было уничтожать весь мир?» Грех людей настолько распространился на Земле, настолько растлил и изменил задуманный Богом мир, что спасать было уже нечего. Вот каково действие греха! Оно распространяется не только на того, кто грешит, но и на всю окружающую среду. «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Чтобы убедиться в истинности этого высказывания, далеко ходить не надо, достаточно ознакомиться со статистикой: каждый год во всем мире сорок шесть миллионов женщин делают аборты. Как видите, и потоп не нужен – люди сами истребляют себя.

Бог даровал человеку Землю как прекрасный дом и ввел его в этот дом хозяином, подчинив все живое на планете. Мы, потомки Ноя – единственного, кто сохранил целомудрие на растлившейся Земле, и потому был спасен вместе с семьей от Потопа – просто обязаны быть целомудренными, чтобы сохранить наш дом.

Чувство свободы

Многие люди считают, что частая смена партнеров дает им ощущение свободы. Хочешь – блондинка, хочешь – брюнетка, а хочешь – вообще из Африки. Однако говорить тут о свободе преждевременно, ведь такой человек находится в самом настоящем плену – плену своей страсти. И не человек ей, а страсть ему диктует, что он должен делать.

У Церкви на этот счет есть свое мнение – обрести свободу человеку помогает целомудрие. «Господь воспрещает нам совершать плотские грехи не для того, чтобы возложить на нас какие-то сугубые бремена, не для того, чтобы лишить каких-то радостей и удовольствий. Он возлагает на нас этот запрет для того, чтобы мы были здоровы, чтобы мы сохранили целостность духа и целостность плоти. И тогда человек выдержит любое землетрясение, любые жизненные невзгоды, стрессы, перипетии, болезни, неудачи в жизни, потому что внутренняя целостность будет давать ему силу. Жить по закону Божию означает быть духовно здоровым и сильным человеком. А ведь здоровье и сила дают то, что так важно человеку, – чувство свободы», – считает Патриарх Кирилл. Внутренне целостный человек силен и свободен, потому что настоящая потеря свободы там, где грех. А грех и свобода, по мнению апостола Павла, несовместимы.

«Естественные» вещи

С точки зрения обывателя, блуд – это естественное состояние человека, заложенное в его природе. Но так ли это на самом деле? Что говорит нам по этому поводу Творец человека? «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27-28). «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32).

Семь смертных грехов в исполнении
Штефана Акерманна. Похоть.

Значит, не закладывал Бог блудной страсти в природу человека. Он творил его чистым и совершенным. А детородные органы были даны для размножения, а не для блуда. Законный брак Бог благословил, сказав: «Идите и размножайтесь». Так кому же и зачем понадобилось вводить нас в заблуждение?

Вы никогда не задумывались над тем, что телесный блуд всегда связан с ложью? «Обещать – не значит жениться». А ведь отцом лжи является не кто иной как сам дьявол. И продолжая лгать и как следствие блудить, мы приносим ему сакральную жертву – свою и подчас чужую душу.

Как вы думаете, почему, проснувшись поутру в одной постели, блудники не чувствуют себя счастливыми, а, напротив, испытывают душевное смятение? Церковь объясняет: нарушена одна из основных Божественных заповедей, люди совершили грех, который Церковь относит к числу смертных, то есть приводящих к смерти души. Бог отходит от таких людей, оставляя их наедине со своими страстями и… с бесами, которые именно этого и добиваются. Причем дьявол не ждет, когда человек принесет ему жертву сам, он активно ему помогает. Прикрываясь естественным инстинктом, демоны заставляют человека непрестанно нарушать установленные Богом законы, чтобы овладеть волей человека и подчинить ее воле бесовской.

Чудовищная подмена

Еще одна уловка дьявола – подмена понятия любви. Этим великим словом бесы, а вслед за ними и люди, называют обыкновенный секс. Более того, во все времена демоны учили обоготворять проявления естественного полового инстинкта. Ведь их задача – сделать из нас похотливых животных, не знающих ничего более высокого, чем плотские утехи. Нам всем надо отчетливо понимать, что любовь и гормональный взрыв имеют абсолютно разные корни и могут быть совсем не связаны друг с другом.

Любовь и желание имеют абсолютно разные
корни и могут быть совсем не связаны друг с другом

По природе своей человек блудником не является, и каждый стремится к счастью, но бесы обманывают нас, изо всех сил стараясь заглушить в человеке истинное понятие любви. Обманутые терзаются своими отношениями, подмена чувств рождает тяжелые душевные переживания, к которым примешивается непомерное чувство гордыни. Люди уже ненавидят друг друга, нанося болезненные удары, способные разрушить и жизнь, и душу. Когда человек доходит до такого состояния, он начинает бунтовать против Бога. На радость бесам!

Милый сердцу гражданский брак

Наверное, у каждого из нас есть родственники или знакомые, которые живут в так называемом гражданском (незарегистрированном) браке, являющимся по сути блудным сожительством. Апостол Павел предупреждает, что подобные отношения являются незаконными. А всякое незаконное действие, которое нарушает заповедь Божию, ведет к потере благодати. Такой «брак» нарушает чистоту истинного соединения супругов в любви, как это было задумано Богом.

При таком незаконном соединении в тела партнеров вселяются демоны. «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею… ибо сказано: два будут одна плоть», – пишет апостол Павел (1 Кор. 6, 16). Теперь посчитайте количество блудниц(ков) в вашей жизни и представьте себе этого монстра, с которым вы стали одним телом.

Тут самое время вспомнить о мытарствах блаженной Феодоры: «Так беседуя, дошли мы до мытарства блуда, на котором истязается всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания. Князь этого мытарства восседал на престоле своем, облаченный в одежду скверную и смрадную, окропленную кровавою пеною, и множество бесов предстояло ему». С трудом прошла Феодора эти мытарства, и вот что говорили ей святые Ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду… немного свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад». А вот что говорили сами князи блудных мытарств: «Мы одни более всех других мытарей воздушных пополняем число низвергнутых на дно ада».

Катастрофа?

Спустя несколько лет после Октябрьской революции известный социолог Питирим Сорокин провел в Петрограде исследование и ужаснулся, обнаружив резкое увеличение числа разводов – 96 на 10 000 браков. По мнению ученого, это предвещало катастрофу. (Для сравнения: в настоящее время на 10 000 браков приходится 5 000 разводов). И действительно, в то время в общественном сознании произошел ужасающий сдвиг – люди стали говорить о полном упразднении брака. И тем не менее обществу удалось мобилизоваться, институт брака не только не перестал существовать, а, напротив, был укреплен, при этом аборты запретили законом. Удивительно, но в безбожной стране добрачное целомудрие стало нормой жизни.

Любопытен такой факт: во время Второй мировой войны немецкие врачи, осматривавшие русских девушек, отправленных на работы в Германию, обнаруживали их стопроцентную девственность. Один немецкий врач высказал тогда мысль, что нацию, которая несет такую нравственную чистоту, победить невозможно. И он оказался прав!

Надежда умирает последней

Увы, из сознания современных людей память о целомудрии настойчиво стирается. Стадию развращения малолетних детей под видом обучения их сексу некоторые европейские страны уже прошли. Теперь речь идет о стирании разницы между двумя полами. Вместо мужчины и женщины, созданных по образу Божию, нам предлагают нечто среднее – так называемое оно. А целомудрие не нужно по определению. Кто же так ненавидит человека, что пытается довести его до состояния нечеловеческого? Ответ очевиден. Тот, кто был низвергнут с Неба за эту ненависть и гордыню. Так стоит ли ему помогать?

В нашей нынешней жизни много поводов для того, чтобы задуматься о крахе человечества, но Господь милостив, и деятельность Церкви дает свои плоды – начинают приходить данные о снижении количества абортов. Так, в 2000 году в России их было официально зарегистрировано 2 138 000, а в 2011 году почти на 1 миллион 149 тысяч меньше! Это очень обнадеживающая тенденция. Это наш шанс, возможно, последний. И нам надо мобилизовать все свои силы, чтобы выйти из-под власти дьявола. Человек принадлежит Богу, и тело его принадлежит Богу. «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые», – заповедует нам апостол Павел (Рим. 6,19). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6, 15).

Патриарх Кирилл: «Целомудрие должно стать нашей
национальной добродетелью. Тогда можно будет во много
раз сократить милицию, правоохранительные органы, потому что из нашей жизни уйдет преступление».

Молитва в борьбе с плотской страстью

Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, мене, падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей, и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика Ти согреших во вся дни живота моего; помажи душу мою елеем благодати и щедрот единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Тебе и Святому Духу подобает всякая слава во веки. Аминь.

Галина Дигтяренко

Сегодня опубликовано очень много рассуждений святых отцов на тему таинства брака, его чистоты и предназначения. Но современный мир со стремительной скоростью меняется, и христианские традиции при создании семьи отходят на второй план. Что же с православной точки зрения важно в добрачных отношениях?

Основной фундаментальной ценностью считается такая добродетель, как целомудрие. Протоиерей Игорь Прекуп высказывался, что «воздержание до брака имеет смысл не только для верующих пар» и что у Церкви достаточно аргументов, чтобы убедить в полезности целомудрия.

Наверное, стоит разобраться в понятии данной добродетели. «Но что есть целомудрие? — говорил И. Прекуп в одном интервью. — В некоторых молитвословах, например, в контексте рекомендаций по приготовлению к причащению супругам предписывается накануне «хранить целомудрие». А в остальное время? Можно расслабиться и во все тяжкие… в смысле свободы от целомудрия? Тут мы сталкиваемся с некоторой прижившейся в массовом сознании понятийной путаницей, из-за чего понятие целомудрия сужается до воздержания от половой близости. Даже о добрачном воздержании говорят: «Хранить целомудрие до брака». А после?.. В чине венчания новобрачным тоже испрашивается целомудрие. Неужели в упомянутом суженном смысле?

Разумеется, нет. Встречающееся также чуть более широкое понимание целомудрия: скромное поведение, чистота помыслов, отвергающая плотские, опять же, искушения, - тоже не раскрывает сути явления.

Конечно же, целомудрие побуждает хранить себя от нечистых помыслов и брезгать не только плотскими грехами, но и непристойными разговорами и развлечениями. Но оно не сводится к этому.

«Целомудрие» - перевод греческого слова σωφροσυνη <софросини> от σως <сос> - здоровый, целый и φρονεω <фронео> (от φρην <фрин> - ум) - мыслить, думать, обладать умом , откуда φρονησις <фронисис> - мышление, разум, рассудительность, образ мыслей . То есть целомудрие означает целостный разум, сознание, мышление, в противоположность расколотому сознанию - шизофрении (σχιζω <схизо> - раскалывать, разрывать ), не в психиатрическом только, а в более глубоком, сущностном понимании (кстати, этиология шизофрении до сих пор не установлена).

Отсюда целомудрие - это целостное мировосприятие, дающее цельную картину жизни: ценностной и этической иерархии, взаимосвязанности событий и причин, смысла всего существующего и происходящего.

Цельность - это еще и художественный термин. Первое, с чего начинается обучение академическому рисунку или живописи, - цельное видение модели (постановки) и цельное же отображение на листе. Дилетанта характеризует дробность в процессе работы (глазик уже весь до ресничек и бличков проработан, а больше на листе ничего и нет), тогда как профессионала - цельность: образ как бы проявляется постепенно и одновременно, и только мало-помалу какие-то участки прорабатываются более детально, а прочие остаются на своей начальной стадии, будучи лишь слегка намеченными, но у работы законченный вид, потому что она - цельная.

Известный преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств П. П. Чистяков (учитель Репина, Серова и многих других выдающихся русских художников) уделял огромное внимание цельности. «Рисуйте правый контур, а смотрите в левый», - советовал педагог. «Рисуешь глаз - смотри на пятку».

Так вот, целомудрие аналогично цельному видению художника. Только с той разницей, что художник держит в едином охвате модель со всеми пропорциями, пятнами, линиями и акцентами, а целомудренный взгляд - всю реальность бытия, и, всматриваясь в нее, постепенно всё лучше и лучше различает детали, держа их постоянно в соотношении, сопоставляя по значимости и выстраивая в русле этого видения свою жизнь.

Противоположность целомудрию - такой взгляд на мир, когда какая-то одна ценность (даже неважно, насколько высокая, но не Бог) занимает всё поле зрения или неоправданно большую часть. Человек как бы утыкается носом в это и ничего просто не в состоянии увидеть. Целомудрие же - это как бы взгляд орла с высоты своего полета: и пространство огромное обозревает, и детали мельчайшие видны ему.

Целомудрием обусловлено видение всех аспектов бытия в их взаимодействии как некой системы, которая структурно устремлена к Богу - Первопричине бытия. Этой добродетелью обеспечивается трезвость ума и формирование всех добродетелей, начиная с основы основ - смирения. А то, что в понимании смысла целомудрия на первый план выдвинулся сексуальный аспект, - ничего удивительного: сексуальное влечение (будь то в своем возвышенном варианте - влюбленности, будь то в низменном - скотской потребительской похоти) - настолько мощная сила, что разум как магнитом каким-то притягивается и утыкается в предмет страсти, становясь неспособным видеть всё происходящее в совокупности составляющих частей. Тогда как целомудрие позволяет человеку, любящего кого-либо или что-либо, не впасть в идолопоклонство, не перестать стремиться любить Бога всем существом, а себя и ближнего как Его образ, и, что важно, любить свою вторую половину в первую очередь как ближнего.

Еще немного занимательной этимологии. Однокоренным со словом σωφροσυνη является слово σωτηρια <сотирия>, которое происходит от глагола σωζω <созо>, последний же одного корня с тем же прилагательным σως - здоровый, целый , как и σωφροσυνη. Отсюда σωτηρια означает оздоровление как освобождение от болезни, от порчи . Спасение понимается как восстановление когда-то разрушенного человеком союза с Богом. Если мы говорим о спасении, тем самым соглашаемся, что нам есть от чего спасаться, что состояние вне этого пути - состояние погибели, как следствие богоотступничества. Если мы говорим о спасении как об исцелении в христианском понимании, то имеем в виду исцеление духовное, оздоровление человеческой природы от поразившего ее насмерть греха и его последствий и дарование ей способности к вечной жизни.

Поэтому, понимая под погибелью радикальное повреждение человеческой природы в грехопадении прародителей, лишившее род человеческий жизни вечной («вечной» не столько в смысле бесконечности, сколько вечной качественно, как присущей вечному Богу и невозможную вне тесного единения с Ним), под спасением понимаем восстановление этого единства путем возрождения в жизнь вечную в Таинстве крещения и дальнейшего целенаправленного оздоровления богоподобной души в течение всей земной жизни.

Целомудрие (в широком, описанном выше, понимании) - основа нашего спасения. Целомудренные отношения выражаются не только в хранении добрачной чистоты и не столько во взаимно добровольном, согласованном уклонении « друг от друга... для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 5) в браке, сколько в отношении к близкому человеку как личности во всех областях жизни (целомудрие, скорее, как раз проявляется в чуткости, побуждающей оказывать « должное благорасположение» (1 Кор. 7: 3), откликаясь на радость или скорбь второй половины, пренебрегая своими удобствами, усталостью, занятостью, тревогами).


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Загрузка...
Top