Фрина на празднике посейдона описание. Очарованная душа. Сюжет и описание

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Фрина на празднике Посейдона в Элевзине художника Генриха Семирадского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Генриха Семирадского Фрина на празднике Посейдона в Элевзине: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Генриха Семирадского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Генриха Семирадского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Генриха Семирадского на натуральном холсте.

Генрих Ипполитович Семирадский начальное художественное образование получил в гимназии города Харьков, неподалеку от которого родился. Его первым учителем рисования был ученик Карла Брюллова художник Дмитрия Безперчий. В 1860 году по настоянию родителей поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Через 4 года, получив степень кандидата наук, стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств, затем зачислен в академисты.

В течение четырех лет обучения был награжден пятью серебряными медалями, в 1868 году получил малую золотую медаль, неоднократно получал денежные премии. В 1870 году ему присудили большую золотую медаль с правом на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

Первую свою масштабную картину он написал в Мюнхене, она была приобретена Петербургской Академией художеств. Это позволило художнику переехать в 1873 году в Италию, где он оставался долгие годы. Несмотря на то, что визиты в Россию случались очень редко, Петербургская Академия художеств заочно присваивала живописцу все возможные звания, он получал много официальных заказов. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. В 1873 году получил звание академика Петербургской Академии художеств, с 1878 года стал профессором.

Генрих Семирадский являлся Членом Совета Петербургской Академии художеств, почетным членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской и Туринской Академии искусств.

В 1889 году получил золотую медаль на Мельбурнский международной выставке. Участвовал в росписях храма Христа Спасителя и многочисленных храмов, театров и дворцов в Москве, Петербурге, Киеве, Кракове, Варшаве. Автор дизайна декораций в театре имени Словацкого в Кракове и во Львовском оперном театре Большой вклад внес в развитие таланта других художников.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Генриха Семирадского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

(1843-1902) — великий русско-польский художник. Являлся крупнейшим представителем позднего академизма. Известен своими картинами мифологического жанра, изображающими различные сюжеты из истории античных времён Греции и Рима. Одной из самых известных картин Генриха Семирадского является «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», холст, масло, 390 × 763,5 см.

Сюжет картины происходит в небольшом древнем городе Элевсине, который находится в 22 км от Афин, Греция. В центре картины Фрина, которая была известной афинской гетерой (женщина, ведущая свободный образ жизни) необыкновенной красоты. Фрина также известна как натурщица, в частности именно она позировала древнегреческому скульптору Праскителю (IV век до н. э), когда тот создавал скульптуру «Афродита Книдская». Генрих Семирадский для написания этого полотна позаимствовал сюжет из книги «Пир софистов» древнегреческого писателя Афинея Навкратийского (II — III век н. э). Фрина была настолько прекрасной и так была уверена в своей неземной красоте, что не побоялась бросить вызов самой богине красоты и любви Афродите. Во время праздника Посейдона Фрина сбросила одежду и полностью обнажённая спустилась к морю, из которого, по преданиям, родилась Афродита, чтобы показать богине свою необычайную красоту.

На картине Семирадского Фрина снимает одежду. Рядом изображены её прислужницы, одна из которых держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит над её головой зонтик. Справа многолюдная процессия, которая в это время шла на праздник, но увидев необычное зрелище, остановилась, чтобы увидеть, чем всё это закончится. Эмоции у людей, при виде смелой Фрины, довольно неоднозначные. Одни восхищаются красотой и смелым поступком Фрины, а другие смотрят с осуждением. Ещё одна группа людей находится на переднем плане в левой части картины в праздничных нарядах.

Интерес в данной картине представляет не только древнегреческий сюжет, описанный Афинеем Навкратийским, но и пейзаж, который является фоном для всего действа. За спинами участников праздника Посейдона воды Саронического залива и горы острова Саламин. Для того, чтобы написать столь живописное полотно, Генрих Семирадский лично посещал Элевсин и делал наброски в том месте, откуда и открывается сцена. Пейзаж на картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» считается одним из лучших во всём творчестве художника. После выставки картин Семирадского в 1889 году в Академии художеств, главным среди которых являлось именно полотно в Фриной, его назначили внештатным членом совета Академии. Картина была приобретена императором Александром III. До образования Русского музея, картина был представлена в Эрмитаже. В настоящее время находится на постоянной экспозиции в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Воссозданное Семирадским событие произошло в древних Афинах в 364 году до н. э. На традиционном празднике в честь бога морей Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини любви и красоты Афродиты из пены волн. На полотне Семирадского представлен шумный и пестрый праздник с ликующим народом в праздничных одеждах с гирляндами цветов. В левой части композиции - поэты, воспевающие совершенную красоту Фрины, справа - народ, бросающий цветы к ее ногам.

Привести слова живописца о замысле картины: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Дать краткую характеристику вышеназванным произведениям, следующим, в основном, канонам академической эстетики. Особо отметим при этом, что художник Семирадский был не чужд пленэрным исканиям живописцев своего времени.

Далее подчеркнуть, что, при всей эффектной выразительности произведений академической школы с традиционными мотивами из античной и библейской истории, ведущее место в художественном процессе этого времени постепенно занимает реалистическое направление, художники которого выражали интересы и идейные устремления российского общества в новый период развития.

Входя в залы искусства 1860-х годов, обратить внимание зрителей на резкую смену героя и эстетических пристрастий живописцев по сравнению с произведениями предыдущего зала. Не религиозные и мифологические сюжеты, как в академических композициях, но окружающая действительность, повседневная жизнь различных слоев населения (в основном - бедных людей) находятся теперь в центре внимания художников нового реалистического направления.

Кратко сказать о том, что новые эстетические отношения искусства к действительности, новые взгляды на назначение искусства были обусловлены многими процессами в жизни страны и состоянием общественного сознания накануне крестьянской реформы 1861 года (отмена крепостного права в России).

Напомнить о диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) - главном манифесте русского реализма. Идеализация и «антикизация» натуры, всевозможные мифологические «выдумки», по мысли литератора, несовместимы с реалистическим направлением. Чернышевский утверждал, что прекрасное есть жизнь, что реальная действительность должна стать предметом искусства. «Воспроизведение жизни - общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто и значение приговора о явлениях жизни».

Сообщить также слушателям, что, в свою очередь, влиятельный художественный критик В. В. Стасов призывал художников: «Выбирайте сюжеты из той жизни, которая вокруг Вас свершается». В дополнение можно привести слова популярного тогда публициста Д. И. Писарева, полагавшего, что художники должны «изображать страдания голодного большинства, вдумываясь в причины этих страданий, постепенно обращать внимание общества на экономические и общественные вопросы».

Подчеркнуть, что поворот многих художников к новым темам, сюжетам из обыденной жизни обусловил появление и распространение картины небольшого размера. Указать на работы живописцев-шестидесятников В. И. Якоби, Л. Н. Соломаткина, А. И. Корзухина, И. М. Прянишникова и др.

Методическое указание. Произведения вышеназванных художников рекомендуется показывать комплексно. Картины следует рассматривать в основном с точки зрения начала формирования нового художественного видения и преодоления нормативности академической эстетики.

Сообщить далее слушателям, что особенность художественного процесса 1860-х годов - не только доминирование бытовой жанровой картины. Новые реалистические веяния проникают и в собственно историческую живопись - «основу основ» Академии художеств.

Почитал о Семирадском, ознакомился с его картинами в Русском музее и излагаю тут свои и чужие мысли о его творчестве.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.

Элевси́н , (греч. Έλευσίς, Έλευσῖνος) — город в Западной Аттике (Греция), в 22 км к западу от Афин. Назван в честь мифологического героя Элевсина.

Семирадский начал работу над картиной в 1886 году. О своём замысле он написал Исееву: «Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время празднества Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашёл громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, - восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток.

Сюжет был почёрпнут у Афинея Навкратийского, греческого компилятора. До Семирадского история прославленной гетеры вдохновила на создание поэмы «Фрина» Л. Мея. Словесные образы были для художника лишь творческими импульсами, помогавшие решить его собственные задачи. Божественная красота земной женщины Фрины (от греческого «белокожая»), родившейся в городе Мегара и послужившей моделью Праксителю для создания нетленного скульптурного образа Афродиты Книдской, - верх совершенства Матери Природы. И, гордая этим Фрина вознамерилась бросить вызов богине любви и красоты. В день праздника, дождавшись, когда ритуальная процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила одежды и предстала на мгновение перед народом. После против неё был возбуждён процесс об «оскорблении богов», говорят, что и на суде она обнажилась и тем самым выиграла дело.

Художник поначалу изобразил Фрину полностью обнажённой и даже сфотографировался на фоне этого варианта, а затем дописал соскальзывающие с неё одежды.

Хотел я распространиться мыслию по древу о Фрине, но умные люди сделали это и очень тщательно до меня, поэтому всех любознательных отсылаю к отличному сайту: http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=19260

Сам же поразмыслю об обнажённом женском теле.

Понятно и ежу, что Семирадского мало интересовали мотивы поведения его героини, и Фрину он использовал как бренд, символ непреодолимой женской сексуальной привлекательности. И, как утверждает Лебедева , : «Он стремился воплотить в её образе идеал красоты и совершенной пластики обнажённого женского тела». «Грациозный жест поднятых рук Фрины и выразительны поворот головы создают впечатление свободного и естественного движения, текучая линия силуэта подчёркивает гармонию её форм, а мягко ложащаяся светотень моделирует объёмы. » Не удержусь ещё от одной цитатки : « Остановившиеся перед необычным зрелищем, они обнаруживают различные чувства: молодые мужчины полны энтузиазма, а женщины выражают сомнение, неодобрение и даже негодование.»

Я долгое время провёл в Русском, созерцая огромное полотно на дистанции и елозя носом по холсту. Что же я узрел в итоге?

О фигуре и канонах:

Фрина Семирадского очень далека от ботичеллевской субтильности - воззрите на её широчайшие, на бугрящийся левый бицепс, на общую усадистоть фигуры, хотя ноги длинные, но высокая талия и широкие бёдра укорачивают и приземляют всю фигуру, хотя вся фигура 8 голов, куда уж удлинённее

Это не эфирный образ, а земной. Но как противоречит фигуре выражение лица - глазки, закаченные под лоб и устремлённые горе! Это что, Мария Магдалина? Где набухшие веки и «козьи» глаза настоящей развратницы? Пример приведу:

А груди, как-то по кариатидному притулившиеся на широкой грудной клетке, еле обозначенные соски. Репродукции не воспроизводят колорит, но, поверьте на слово, это неаполитанская телесная, белила, прозрачная охра и кадмий красный в качестве розовых коленок.

Ничего не скажешь, силён Семирадский в изображении фактуры, камень даже вблизи не отличишь от естественного, но вот тела его героев и Фрины в частности всё-таки академические. Ну, нет секс эпила, хоть тресни. Возможно, художник не ставил перед собой такую задачу, а может, не дано ему было. Хотя, моё мнение - живописуешь проститутку, так поддай жару! Какая ни будь боннаровская уродина в ванне сто очков Фрине даст в этом плане, хоть и законная жена.

Что интересно, Семирадский, опасаясь, что недостаточное освещение пригасит звучание красок, организовал искусственное освещение. 1889 г. выставка в Академии, вероятно, освещение уже электрическое. Хотел бы я взглянуть на картину при искусственном освещении (смотрел днём при зажжённом электричестве), надо вечером зайти.

Родилась в небольшом городке Феспии. Настоящее имя — Мнесарет (Μνησαρετή, «Помнящая о добродетелях», см. Аристогетон, «Речь против Фрины»). Прозвание Фрина («жаба»?) получила из-за желтоватого оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до нее — возможно, что это прозвище имело и охранительный характер — чтобы ввести в заблуждение завистливых тёмных духов.

Обосновалась в Афинах и стала гетерой. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была моделью и любовницей скульптора Праксителя, в зрелые годы — живописца Апеллеса (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела). Единственный мужчина, оказавшийся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ, в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари (Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

Назначала цену своим клиентам не по таксе, а в зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку восхищалась его умом.

Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной» , но фиванцы отклонили это предложение (Каллистрат, «О куртизанках»).

«Афродита Книдская»

«Афродита Книдская» (350—330 гг. до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности. Пракситель впервые дерзнул изобразить её полностью обнажённой. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии.

Согласно рассказам античных авторов, скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Защитником гетеры был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдернул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса или одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). В источниках упоминается, что предстала она перед Гелиэей — афинским судом присяжных(Heliaea) , а не перед ареопагом (он судил только за убийства), но в названии картины академического художника Жерома использовано более звучное слово. Предположительно, позировала и для второй работы Праксителя, «Афродиты Косской» — статуи, которая была одетой, и поэтому именно её предпочли заказчики с острова Кос. Обнаженную забрали жители острова Книд, и именно она стала наиболее знаменитой и привлекла множество паломников.

«Фрина перед ареопагом» , Ж.-Л.Жером , 1861

ЛИТЕРАТУРА.

1. Д.Н.Лебедева «Генрих Семирадский» М.2006.

Оригинал записи и комментарии на

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» - гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902), завершённая в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея (инв. Ж-5687). Размер - 390 × 763,5 см.

Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю.

Элевзин (Элевсин) - небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис. Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города - Элевсин. Также встречается более короткий вариант названия - «Фрина на празднике Посейдона».

Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III. Она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в собрание Русского музея.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского, создававшего свои произведения на рубеже II-III веков нашей эры.

Фрина - известная своей красотой гетера, жившая в IV веке до нашей эры в городе Мегары. В переводе с греческого её имя означает «белокожая». В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская», а также позировала художнику Апеллесу, который писал с неё Афродиту Анадиомену. По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите - богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой - ​она «носила хитон, облегающий все тело, и не бывала в общественных банях». Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды - сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне), но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину - некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу.

Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Загрузка...
Top