Вавилонская башня (Столпотворение вавилонское). Поиск истины - православный портал Миф о вавилонском столпотворении краткое содержание

философский, этический и историко-культурный смысл

Следующий знак распространяющегося зла и опасного богоборчества - это строительство Вавилонской башни (творение столпа; отсюда - «Вавилонское столпотворение»). Эта притча содержит в себе глубочайшие обобщения. Башня предстает как символ тщеславия и гордыни, обезбоженного языческого, как символ империи, объединяющей мир через насилие, как воплощение технократического мира, в котором обесценивается человеческая жизнь и духовность, как всеобъемлющая метафора тупикового пути развития цивилизации. Смешение же языков, которое производит Господь, является актом благотворным для человеческой культуры: многоцветье языков и культур - противостояние нивелировке сознания, унификации культуры в рамках башни-империи. Вавилон затем осознается в библейских текстах как некий принцип «града земного», господства материального над духовным - в отличие от противоположного принципа, на котором зиждется Иерусалим - «Град небесный».

Притча о Вавилонском столпотворении - одна из самых знаменитых. «Как и многие другие библейские притчи, она отличается предельным лаконизмом, огромной силой обобщения и глубиной подтекстов, возможностью неоднозначного прочтения» .

«И был на всей земле язык один и слова одни.// И было: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар и поселились там. // И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола - вместо извести. // И сказали они: построим город себе и башню, головой до небес; сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. // И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. // И сказал Господь: вот, один народ, и язык у них всех одни; и вот что начали они делать, и не отступят они от того, что задумали делать. // Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы они не понимали речи друг друга.// И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город…» Быт 11:1-9.

Вавилонская башня - символ империи, которая объединяет весь мир, но через насилие, символ тоталитаризма, бесчеловечной цивилизации.

«Вавилонская башня, грандиозный символ, созданный библейским сознанием, по-прежнему остаётся грозным напоминанием и предостережением человечеству» .

Притча о Вавилонском столпотворении завершает рассказа о сотворении мира и человека, о росте рода человеческого и того зла в мире, которое они совершали. Люди снова восстали против Творца. Ими овладел дух власти и всемогущества, а добиться всемирной власти они решили тем, что начали строить башню, в высоту до небес, что бы до Бога достать. Символ Богоборчества и тирании выступает в притче. Всевышний. Разгневавшись на глупость и дерзость людей, наказывает их, разделив на множество народов, который имеет свой язык. А в результате этого образовалось полное непонимание друг друга и строительство башни стало не возможным. Смешение языков произошло так мгновенно, что люди и не успели этого осознать. Началась паника…. Люди хотели сохранить единство с помощью единой империи, символами которой были город и башня, а этот план оказался неугодным в очах Божьих и он быстро был разрушен. Из этой притчи можно извлечь то, что нужно всегда слушать Слово Божье и согласовывать все с ним, ведь он плохого не сделает для своего творения. Но даже самые мощные культуры разрушаются, если не совпадают с Божественными замыслами.

Воды потопа обновили лицо земли, но не изменили падшую природу человека. Поползновение к греху осталось. Уже через четыре поколения после потопа (при Фалеке, сыне Евера) произошло событие, которое имело большие последствия в истории человечества. Речь идет о попытке построить в долине Сеннаар башню высотою до небес (Быт 11, 4), которая получила название Вавилонской . У строителей башни было два мотива, оба — греховные. Первый: сделаем себе имя (Быт 11, 4), то есть прославимся. Вызвано это желание было гордыней и славолюбием. Это — те самые пороки, которые привели к гибели допотопное человечество. Второй мотив был также богопротивным. Строители говорили: построим город и башню и сделаем себе имя прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт 11, 4). В этом проявилось явное противление воле Бога, Который сказал: плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле (Быт 9, 7). В Священном Писании строители названы сынами человеческими (см.: Быт 11, 5). Ранее так были названы потомки Каина. В описываемом событии это выражение применено к потомкам Хама. Хам был сыном Ноя, но он совершил тяжелый грех — крайне непочтительно посмеялся над своим отцом.

Хотя инициатива исходила от хамитов, вероятно, весь тогда еще немногочисленный род человеческий участвовал в попытке воплотить эту горделивую и безумную затею, потому что наказание (смешение языков) коснулось всех. Господь сказал: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт 11, 7). Множественная форма глаголов (сойдем и смешаем ) указывает на собеседование всех Лиц Божественной Троицы.

Что надо понимать под выражением смешение языков? Ориген, христианский писатель начала III века, считал, что Ангелы Хранители дали каждому народу свой язык и они перестали понимать друг друга. Исключение коснулось лишь еврейского народа, который, будучи жребием Самого Бога, сохранил язык, данный Господом еще Адаму. Это мнение разделял блаженный Августин: еврейский язык был языком Адама, остальные же народы получили новые в результате смешения.

Бог рассеял людей по всей земле, и они перестали строить башню. Город получил название Вавилон , что означает — смешение . Событие это не только засвидетельствовано в богодухновенном Писании, но также своеобразно преломилось и запечатлелось в исторической памяти народа языческого. Ассиролог Джордж Смит расшифровал и в 1876 году опубликовал халдейский текст, в котором рассказывается: «Вавилон преступно обратился ко злу и начал строить великую башню. Малые и великие принялись за работу. <...> Но ночью бог ану совершенно прекратил их труд. Во гневе своем он излил также пред богами свой тайный совет рассеять их повсюду и обратить свое лицо против них; дал повеление сделать чуждым язык их и воспрепятствовать работе их» (цит. по: Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1998. Т. 1. С. 219).

В христианской литературе Вавилонская башня стала символом богоборчества . Город Вавилон, выросший на месте строительства башни, в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова как символ развращенного и богопротивного мира противопоставляется прообразу Святой Церкви — небесному Иерусалиму.

В смешении языков видится благое попечение Промысла Божьего о людях. Если бы род человеческий соединился под властью одного царя, каким стал бы, вероятно, сын Хуша Нимрод, человек «жестокий и гордый» (как пишет святой Иоанн Златоуст), то все бы находились под тяжким гнетом.

Главная же причина смешения языков была в том, чтобы сохранилось и не исчезло в зарождавшемся язычестве истинное боговедение . Подтверждение этой мысли можно найти в том, что автор книги Бытия пророк Моисей сразу же после рассказа о рассеянии народов повествует о благочестивом Аврааме, сохранившем веру в Истинного Бога.

Краткий рассказ о том, как люди сообща строили город и уходящую в небо башню и что из этого проистекло, может показаться в развернувшемся повествовании книги Бытие чужеродным, телом, тем более из предшествующей главы вытекает, что дети человеческие уже расселились по лицу земли, разделенные не столько пустынями и морями, сколько проступком одного из братьев, запятнавшего себя и своих потомков именем «хам».

Строительство вавилонской башни можно рассматривать как первое коллективное неповиновение человечества Богу, продолжившее индивидуальное непослушание (Адам и Ева). Причина мятежа та же, что и в греческих мифах, - самомнение. «Прах земной» замыслил увековечить свое имя, используя для этого подручный материал - глину, и, более того, он пожелал подняться своим рукотворным творением до самых небес. Преступлению соответствует наказание, сравнительно мягкое, поскольку уже обещано, что люди больше не будут истребляться. Человечество, некогда единое, ибо оно имеет общую родословную, разделено по языкам и разбросано по земле. Этим самым предотвращена также возможность нового совместного посягательства на небесную сферу, одним словом, «разделяй и властвуй».

Обычно возникновение этого сюжета связывают с впечатлением, которое произвел Вавилон на попавших в плен иудеев. Но против VI в. до н. э. как времени включения рассказа о столпотворении в Пятикнижие говорит не только история формирования его текста, но и сообщаемые в книге Бытие сведения о том, что Вавилон претендовал на господство в стране Ханаан уже в то время, когда Авраам кочевал в степях близ еще не разрушенных Содома и Гоморры. Поэтому можно думать, что и задолго до того, как плененное население Иерусалима использовалось на строительных работах, на обитателей Ханаана должна была производить впечатление уходящая в небо громада вавилонской башни.

В то время вся земля имела один язык и слова одни. Когда же люди переместились на Восток, они отыскали долину в земле Шинар и там поселились. И решили они: «Давайте налепим кирпичей и обожжем их огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, смола вместо извести. И сказали они друг другу: «Давайте построим город и башню с главою до небес. Этим мы создадим себе имя и не рассеемся по поверхности земли».

Взглянул Яхве на город и башню, которую строили сыны человеческие, и сказал:

Вот как! Они один народ, и все говорят на одном языке. Если они начнут что-либо делать или что-либо задумают, не будет для них препятствий ни в чем. Сойдем же и смешаем там их язык, чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Яхве оттуда по всей земле, и прекратили они строить город. Поэтому и дано было ему имя Вавилон (Бавэл), что Бог смешал там язык всей земли и оттуда рассеял всех по ее поверхности.

Вавилонское столпотворение

Понимать язык можно внутренним сознанием. Качество это было оповещено через высокую жрицу и дало прекрасное последствие. Послы дальних стран говорили ей на своём языке, и она понимала их. Создалось предание о вечном языке Вавилона.

Но народ захотел толпами убедиться в понимании. Были приведены многие чужестранцы, и жрица была сведена с восьмого этажа, несмотря на протесты. Но ничего не было явлено перед народом, и чужестранцы напрасно твердили свои речи.

Так была погублена одна из лучших возможностей.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

V. Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков. Итак свершилась грозная кара над людьми Правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока не

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет. Часть первая. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

V. Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков. Итак свершилась грозная кара над людьми Правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов. Быт. 11Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаарскую долину,

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Столпотворение вавилонское Скоро люди опять размножились после потопа. Сперва все они говорили на одном языке, составляли один народ и жили вместе в долине Сеннаарской, близ реки Евфрат, но потом Богу угодно было расселить род человеческий по всей земле, и вот как это

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Столпотворение вавилонское и рассеяние людей Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Вавилонское столпотворение Понимать язык можно внутренним сознанием. Качество это было оповещено через высокую жрицу и дало прекрасное последствие. Послы дальних стран говорили ей на своём языке, и она понимала их. Создалось предание о вечном языке Вавилона.Но народ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ сказание Быт. 11:1–9 о сооружении огромной башни (слав. столпа), к–рое было прервано Богом. Рассказ помещен вслед за родословием народов, рассеявшихся по земле после *Потопа. Люди, имевшие «один язык и одно наречие», пришли с востока в землю

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 11 Вавилонское столпотворение 1. На всей земле был один язык и одно наречие "На всей земле был один язык и одно наречие..." Дав общую картину географического расселения первобытного человечества, бытописатель возвращается назад, чтобы объяснить нам его

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Вавилонское столпотворение На всей земле у людей был один язык и одно наречие. Не побоюсь предположить, что это был не иначе, как иврит. И вот все это Ноево семя-племя, двинувшись с востока, нашло в земле Сеннаар равнину и поселилось там. И решили люди заняться

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Вавилонское столпотворение В то время вся земля была устами одними и одним наречием. Когда же люди переместились с Востока, они набрели на долину в стране Шинеар и там обосновались. И решили они: «Давайте налепим кирпичей и обожжем их на огне». И стали у них кирпичи вместо

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов Люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Потом стали переселяться в Сенаарскую долину (Быт. 11.2), находившуюся между реками Тигр и Евфрат

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Вавилонское столпотворение Прошло ещё время. Опять на земле стало много людей.Но они помнили, что в наказание людям Бог наслал потоп. Отцы рассказывали об этом детям, а те, когда вырастали, передавали эти рассказы своим детям.Так и жили люди дружно, весело и понимали друг

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Вавилонское столпотворение – смешение языков и рассеяние народов На всей земле был один язык и одно наречие.2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 8. Вавилонское столпотворение: наказание Божье или зарождение языкознания? Впоследствии потомки сыновей Ноя стали быстро размножаться и заселять пустующие территории. Поначалу между ними не было еще ярко выраженного национального различия, общность менталитета и

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Глава 11. 1. Вавилонское столпотворение. 1. На всей земле был один язык и одно наречие.“На всей земле был один язык и одно наречие…”Дав общую картину географического расселения первобытного человечества, бытописатель возвращается назад, чтобы объяснить нам его

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

VI Потомки Ноя. Родословие народов. Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства После потопа опять началась обыденная жизнь, с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих детей. Но

Вавилонская башня - вызов Богам.

В предыдущей статье разбирали возможные исторические основы мифа о . Подумалось, а ведь таких библейских сюжетов немало. Один из них история о вавилонском столпотворении. Миф этот обычно преподносится как поучительная история того, к чему привела человеческая гордыня. Люди вознамерились достичь Бога, построив высокую башню, за то и были наказаны. Что самое интересное, исходя из историй Ветхого завета Бог (Боги) уже не в первый раз наказывают людей за стремление к познанию.

И так, давайте сначала приведем сам текст этого мифа:

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь языки всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле... (Быт. 11, 1-9)

В одной из статей, авторство которой принадлежит ЛАИ (Лаборатории альтернативной истории), встретила довольно интересное рассуждение по поводу того, каким образом мог быть "смешан единый язык и рассеян по всей земле". Приведу несколько кратких выдержек из неё, чтобы было понятно о чем речь (полный текст статьи redov.ru/kulturologija/obitaemyi_ostrov_zemlja/p10.php)

Вкратце рассуждения в статье сводятся к следующим утверждениям: Тексты Библии исследовались очень подробно и в них содержится противоречие: «…еще до рассказа о вавилонском столпотворении в Библии упоминается о существовании не одного, а многих языков, причем говорится об этом, как о чем-то само собой разумеющемся: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети […]. От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Бытие: 10,1,5)» (П.Рикер, «Парадигма перевода»). Как же так?.. То «один язык, одно наречие», то «каждый по языку своему»… Это - уже не просто «несогласованность». Получается нестыковка. Но исследователи находят выход, утверждая, что диалектов и наречий могло быть великое множество, а вот письменность была единой, именно она была основой понимания людей друг друга. Значительная часть выводов историков и лингвистов о сходстве древних «языков» построена на фактах сходства именно письменности культур.

Есть ещё одна немаловажная деталь в одном из исследований текстов Ветхого Завета: «Начало рассказа о вавилонской башне в русском переводе таково: «На всей земле был один язык и одно наречие». Перевод этот неправилен. В еврейском оригинале сказано: «И был на всей земле один язык со словами немногими» [Быт. 11:1]» (Э.Менделевич, «Предания и мифы Ветхого Завета») Интересная фраза - «один язык со словами немногими» - не правда ли?.. X тысячелетие до нашей эры оказывается важным моментом в истории человечества.

В это время происходит нечто типа «революции под влиянием извне» - Боги передают людям единый «джентльменский набор цивилизации» с единой письменностью, что в качестве «побочного следствия» обуславливает помимо сходства основных происходящих процессов и сходства элементов культур в разных регионах еще и предоставление людям (разных народов, говорящих на разных языках!) возможности общаться между собой и понимать (!) друг друга. Наступает период, который нередко в древних легендах и преданиях называют «Золотым веком» - люди живут рядом с богами-цивилизаторами, спокойно работают на них и пользуются знаниями, данными этими богам...» Автором статьи приводятся параллели в археологических и лингвистических исследованиях, где указывается на схожесть в смысловом пиктографическом письме различных, отстоящих друг от друга народов древности. То есть указывается на то, что в период, приравниваемый к истории с вавилонским столпотворением, происходила смена письма с пиктографического (смыслового), на фонетическое, переход к более вариантному письму. Постепенно появляется больше вариативности в написании знаков, таким образом люди, пользующиеся ими для написания текстов всё дальше отдаляются, через определенное время смысл передаваемого текста для удаленной группы людей уже теряется.

Таким образом, изменение системы письменности привело к выделению и разветвлению различных форм уже не смыслового письма, которое было понятно многим, а фонетического, построенного не на образе - пиктограмме, а на фонетике - звучании. В мифе люди осмелились бросить вызов Богу (Богам), а это бунт и неповиновение рабов, если принимать ту точку зрения, что люди были созданы внеземным разумом для использования в качестве рабочей силы. Но если рабы поднимают бунт, естественно его подавляют.

Теперь хотелось бы перейти к другой стороне данной истории. Давайте найдем исторические параллели самой легендарной башне. ( иллюстрация - современная реконструкция храмового комплекса зиккурата в Вавилоне ) . Подобная тема присутствует в легендах народов, живущих в разных концах Земли. И хотя легенды о Вавилонской башне не столь многочисленны, как, например, о Всемирном потопе, но все же их достаточно много и они едины по смыслу. Так, легенда о пирамиде в городе Чолуе (Мексика) рассказывает о древних великанах, решивших возвести башню до небес, но разрушенную небожителями. Легенда микиров, одного из Тибетско-бирманских племен, также повествует о великанах-богатырях, задумавших построить башню до небес, но замысел которых был остановлен Богами.

Наконец, в самом Вавилоне существовал миф о "великой башне", которая была «подобием неба». По словам мифа, ее строителями являлись подземные боги ануннаки, которые воздвигали её с целью прославления Мардука, вавилонского божества. Описание строительства Вавилонской башни содержится в Коране. Интересные подробности содержатся в "Книге Юбилеев" и "Талмуде", согласно которым недостроенная башня была повержена ураганом, а оставшаяся после урагана часть башни в результате землетрясения провалилась под землю. Показателен тот факт, что все попытки вавилонских правителей воссоздать даже уменьшенные варианты башни потерпели неудачу. В силу разных обстоятельств эти строения были разрушены.

Есть ещё одна важная деталь в исследовании ветхозаветного текста предания о вавилонской башне. Исследователи выяснили, что в каноническом тексте Библии были объединены в один рассказ два предания о Древнем Вавилоне: о постройке города и смешении языков, а также о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания были приурочены к началу истории человечества - сразу после потопа. Библия считает вмешательство Бога первопричиной языковой и территориальной разобщённости людей. Согласно первому преданию, строился город, согласно второму - башня до небес. И город, и башня мыслились как первое большое строительство рода человеческого. Но город строили оседлые народы, говорящие на одном языке и умеющие обжигать кирпич, а башню - кочевники с Востока. Город строился для обитания людей и ради вечной славы, то башня - как ориентир, чтобы не рассеяться. По мнению авторов библейского текста, Богу были не угодны высокомерные планы большого строительства. Он вмешался в дела людей. По его воле, те, кто строили город, перестали понимать друг друга, а воздвигавшие башню были рассеяны.

Таким образом строительство было прекращено. Город, который должен был стать памятником вечной славы, получил бесславное имя. По мнению ученых, в Библии западносемитское название города Вавилона - Баб Эл ("Врата бога") толкуется игрой слова позднего, восточносемитского корня со смыслом "мешать". Вавилонский обычай сооружать себе вечные памятники в виде зданий и городов кажется автору библейского текста греховным высокомерием. Бог (Яхве) в этом мифе изображён очень антропоморфно, то есть подобен в своих реакциях человеку: ему приписываются незнание помыслов и дел людей и даже страх перед ними. Ну а это уже нелепо приписывать Богу такие человеческие качества. Следовательно тот, кто упоминается в тексте предания - не Бог, а возможно также как и в случае с преданием о Потопе - внеземной разум.

Считается, что оба сюжета, связанных с Вавилоном, возникли под впечатлением огромного, но недостроенного кирпичного города и башни, лежащей в руинах. По мнению немецкого учёного Г. Гункеля, предания были навеяны исторической действительностью. В них идёт речь о многоэтажном храме бога Мардука в Вавилоне. Этот храм был увенчан башней. Археологические раскопки Р. Кольдевея, А. Парро и других подтвердили, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов, которые представляли собой здания ритуально-храмового значения гигантских размеров.

Путешествовавший в конце XIX века по Востоку Марк Твен описывает развалины Вавилонской башни, как два яруса кирпичной кладки, «рассевшейся посередине от землетрясений, опаленной и наполовину расплавленной молниями разгневанного Бога». Действительно, археологи обнаружили внутри и снаружи башни следы воздействия огромной температуры. По описанию Э.Церена «огонь раскалил сотни кирпичей, оплавив весь остов башни, превратившейся от жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклу». Что это, кара небесная для сознания человека тех времен или же свидетельство конфликтов, войн между внеземными цивилизациями? Почему нет, по крайней мере исследования подобных материальных свидетельств на основе мифологии древних альтернативными историками ведутся.

Хотелось бы ещё предложить вашему вниманию видеолекцию на тему «Вавилонская башня». В ней услышала немало трезвых мыслей по поводу особенностей перевода с древних языков и изменения смысла при разных переводах одного текста. А также множество других интересных утверждений.

Метки к статье:

Загрузка...
Top