Нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов. Презентация "запоминание словарных слов методом ассоциаций" Ассоциации для запоминания словарных слов

Здравствуйте, дорогие родители и учителя! Не так давно я предоставила вам и пообещала рассказать вам, как организовать работу со словарными словами, чтобы запоминание словарных слов происходило легко и надолго. Вот, выполняю свое обещание.

Вкратце: мы будем рассматривать методику, уже проверенную на практике в школе и показавшую свои высокие результаты. Освещены такие вопросы: как запомнить словарные слова с помощью ассоциаций, изображая словарные слова в картинках, а также как правильно организовать диктант со словарными словами, основываясь на нижеизложенной методике.

Освоив данную методику работы со словарными словами и применяя ее на практике, вы также добъетесь высоких результатов от ваших детей (учеников).

И дети сами перестанут гадать, как выучить словарные слова без зубрежки!

Методика работы со словарными словами от А до Я (основана на методе ассоциаций)

1. Введение нового словарного слова

На доске пишем новое слово. Задаем вопрос:

— В каких местах можно допустить ошибку?

По ответам детей подчеркиваются проблемные места в слове.

Выстраиваем ассоциацию, связанную с самим словом и с орфограммой в нем.

Делаем рисунок данной ассоциации.

Выводим правило.

Пример обсуждения словарного слова:

— Где можно допустить ошибку?

— Можно написать КОСМА С.

Подчеркиваем вторую букву О.

— Что есть в космосе, похожее на букву О?

— Планеты, они круглые.

— Сколько у нас в слове таких букв?

— Вот и нарисуем две планеты!

Дети рисуют в тетрадях у себя этот рисунок. Учитель (или дежурный) делает большую картинку, которая пригодится еще во время проведения диктантов со словарными словами.

— Давайте выведем правило.

Правило: Космос — две планеты.

2. Диктант со словарными словами

Словарные диктанты проводят в три этапа:

1 этап: Диктант с озвученным вслух правилом

Во время диктовки называется слово, показывается рисунок ассоциации словарного слова и озвучивается вслух правило, выведенное ранее.

2 этап: Немой словарный диктант

Во время диктовки называются слово и молча показываются словарные слова в картинках-ассоциациях.

3 этап: Обычный словарный диктант

Итак, надеюсь, что сама методика работы со словарными словами оказалась вам более чем понятна. А в качестве бонуса к данной статье я расскажу вам о некоторых ассоциациях, построенных учениками на основе словарных слов 3-го класса, и покажу на основе данных ассоциаций словарные слова в картинках. Используйте их либо придумывайте другие ассоциации. Главное: чтобы в результате запоминание словарных слов происходило легко!

Словарные слова: ассоциации и картинки

ЗДОРО ВЫЙ

Ассоциация и картинка: в слове спряталось здоровое (огромное) буквосочетание ОРО — рисуем на весь лист.

О ГУРЕЦ

Ассоциация и картинка: буква О похожа на огурчик. Огурец ровный и у него нет таких отростков, как у буквы А.

МО РО З

Ассоциация и картинка: без мороза нет снежинок, а снежинки похожи по форме на букву О. Две буквы О — две снежинки.

ЗАВТ РА К

Ассоциация и картинка: На завтрак едят крендель (который похож на букву В) с чаем (который в английском языке начинается на букву Т). А особо знатные люди на руси ели на завтрак РАКов.

КО НФЕТА

Ассоциация и картинка: Чупа-Чупс похож на букву О.

ПРАЗДН ИК

Ассоциация и картинка: Праздник — это день, в который дарят подарки, поэтому рисуем подарок (дар). Сочетание ДН звучит, когда мы произносим: с ДНем рожденья!

ИЗВИ НИ

Ассоциация и картинка: это слово, как и все вежливые слова, волшебное. Поэтому надо нарисовать три волшебные буквы И.

МЕ ТРО

Ассоциация и картинка: в слове метро спряталось слово МЕТР.

БО ТИНОК

Ассоциация и картинка: Кто-то носит ботинки, а кто-то сапоги. Сапог по другому называют БОТ.

ПА ЛЬТО

Ассоциация и картинка: здесь было сложно детям придумать, поэтому оставили большую красную букву А. (Совет: связывать ассоциации словарных слов просто с отдельными буквами надо редко, чтобы дети не запутались в таких ассоциациях!)

ЗВЕ НЕ ТЬ

Ассоциация и картинка: Две буквы-подружки Е звенят в колокольчик.

ХОКК ЕЙ

Ассоциация и картинка: В хоккее 2 К оманды, поэтому рисуем 2-х хоккеистов.

АЛЛ ЕЯ

Ассоциация и картинка: Аллея — это ряд деревьев. Так как две буквы Л, рисуем два дерева, а перед ними — начало аллеи — начало алфавита — букву А.

БАСС ЕЙН

Ассоциация и картинка: а) Найдите два слова, которые спрятались в слове БАССЕЙН: ба с, сей; б) две буквы С — две волны на воде.

ПО СУДА

Ассоциация и картинка: Назовите посуду, похожую на О. (Тарелка)

КО РЗИ НА

Ассоциация: Какое женское имя спряталось с слове? (Зина). Шли мы за грибами и увидели Зину. Мы не ожидали ее увидеть, поэтому очень удивились: Ооооооооо, Зина!

Что же, я постаралась как можно более подробно изложить всю методику работы со словарными словами. Надеюсь, что проделанная работа пригодится и вам. Пусть ваших учеников не мучает более вопрос, как запомнить словарные слова. Желаю вам успехов в работе с детьми!

Я думаю, что Елена вас еще не раз порадует своими разработками. Не пропустите!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


И моя благодарность останется с вами!

I. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему “Приемы работы над правописанием словарных слов”.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы освоим приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.

II. Игра “Вставь пропущенную букву”.

Слова: винегрет, палисадник, агроном (в каждом слове пропущена безударная гласная).

Прошу вас поднять нужную букву на карточке.

Кол-во ошибок в зале – 1.

III. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

– Вот вам и проблема! Для решения, которой используются методы эйдетики и мнемотехники.

“Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).

Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

“Ассоциативные зацепки” , с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса).

Палисадник. Многие учащиеся неверно толкуют значение слова, соотнося палисадник с гр. poly (“много, многое”). Исходя из такого толкования, они ошибочно заменяют гласную о на а в первом слоге. Чтобы исключить эту ошибку, достаточно объяснить этимологию слова. В основе палисадника лежит латинское слово palus – “заостренная палка”. Таким образом, проверочное слово найдено.

Агроном – греч. agrós поле и ómos закон.

Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.

а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пасса жир берет билет в касс е.
Улица – на улиц е встречаю знакомые лиц а.
Запад – на запад е солнце пад ает.

б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт ! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облак е лак.
Пловец – плов ец плывет в плов е.
Соловей – соло вей поет соло.

в) Дети представляют какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: “Женщи на варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие”.

У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

Приём № 3. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Приём № 4. “Мускульная память”.

А теперь повернулись…… пишем: “Первую гласную в слове энтузиазм, вторую гласную в слове тренировка” (выполняется письмо на спине впереди сидящего ученика).

Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать". Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела.

IV. Итак, называем буквы пропущенные буквы: …

Слово (хором).

Винегрет, палисадник, агроном, горизонт, облако, яблоко, энтузиазм, тренировка.

Приём № 5. Выделение безударной гласной размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча.

Приём № 6. Диктанты наоборот.

Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.

Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

Агроном –

1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.

Директор –

1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом.

1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений:

  • Метод звуковых ассоциаций;
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника);
  • Запись слова под разным углом зрения (на солнышке);
  • Выделение безударной гласной размером и цветом;
  • Использование языкового материала;
  • Орфографические пятиминутки;
  • Диктанты наоборот.

При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Запоминание словарных слов методом ассоциаций Проблема

  • Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки.
  • Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?
Проблемные вопросы
  • Учёные о памяти человека
  • Методика ассоциативного запоминания
  • Экспериментальное исследование
  • Практические рекомендации и выводы
Ученые о памяти
  • Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.
Метод графических ассоциаций
  • При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Звуковые (фонетические) ассоциации
  • Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна.
  • завтрак
  • На завтрак раки
Комбинированный метод
  • Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв
Методика ассоциативного запоминания словарных слов
  • Проблема : дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.
  • Цель : научить правильно писать словарные слова.
  • Средство : использование метода ярких ассоциаций.
  • Суть метода : трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика- не догма, а источник творчества Требования к ассоциативному образу
  • Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
  • Ассоциативная связь может быть по:
  • Цвету иней- снег, белый
  • Форме корзина- овальная
  • Месту завод- труба
  • Звучанию эстафета- «Эй!»
  • Действию стакан- ставлю
  • Назначению капуста- заяц
  • Материалу газета- бумага
  • Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Практические рекомендации и выводы
  • Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов.
  • Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы.
  • Самое главное, дети стали хорошо учиться.
Ассоциативный метод имеет ряд ограничений:
  • Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку
  • Нельзя перегружать ассоциациями память
Используемая литература
  • Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с.
  • Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс»
  • Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с.
  • Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003.
  • Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.

Школьникам с «врождённой грамотностью» намного проще даётся общеобразовательное обучение. Такие люди могут писать без единой ошибки, не зазубривая правила - они пишут слова интуитивно, не задумываясь. Некоторым же очень трудно запомнить правописание, и практически каждое предложение вызывает затруднение.

Правописание при помощи рисунков

Чтобы запомнить простое слово, можно применить способ графической ассоциации. Этот метод превращает обучение в своеобразную игру, поэтому дети занимаются с удовольствием, и результаты практически всегда положительны.

Нужно нарисовать предмет, отражающий «проблемное слово», и выразить акцент на конкретной букве, вызывающей затруднение. Однако, этот метод не подходит для изображений с абстрактными понятиями. Лучше пользоваться таким приёмом только для запоминания слов, которые можно изобразить.

Чтобы воспользоваться графическим методом, нужно обыграть проблематичную букву. Например, для запоминания слова «яблоко» требуется нарисовать этот фрукт с буквой «О». Ребёнок быстрее научится правильно писать, если применять такие хитрости для написания без орфографических ошибок.

Огромным преимуществом в таком методе является то, что для него не требуется никаких определённых художественных навыков для рисования. Рисунки выполняются схематично, не нужно точно и красиво изображать предметы, главное - запомнить правильное написание.

Например, для успешного запоминания слова «поросёнок» нужно нарисовать само животное и выделить на рисунке его нос. Форма пятачка напоминает букву «О», с которой часто встречаются ошибки. Сконцентрируйте внимание на том, что рисунок изображает слово с двумя «О», нарисовав на пятаке два отверстия.

Преимущества графического метода

Впоследствии, чтобы вспомнить, как пишется слово, достаточно представить нарисованную картинку. Психологи одобряют такой метод запоминания, ведь при самостоятельном изображении предметов намного легче воспроизвести в памяти правильное написание.

Все дети в младшем школьном возрасте обожают учиться правописанию, изображая предметы на бумаге. Ребёнок одновременно развивает свои художественные навыки и запоминает правильное написание без утомительного зазубривания правил. На первых порах нужно контролировать обучение, а впоследствии ребёнок сможет справиться и без помощи взрослых.

Недостаток приёма использования рисунков для грамотного письма

Но всё же у этого способа есть один недостаток - формируется установка на запоминание всех слов без исключения только графическим методом, привычка поиска изображения в памяти для правильного написания.

С помощью исследований было выяснено, что к «поиску рисунка глазами» очень быстро привыкают, ученики запоминают правописание таким методом даже при наличии чётких правил.

Разделы: Начальная школа

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины - ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя - как не впасть в отчаяние
при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык
не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Проблема грамотного письма особенно актуальна в наши дни, так как в последнее время грамотность и вообще владение родным языком стали уделом узкого круга специалистов. Резко упал уровень грамотности не только населения в целом, но и очень снизилось качество газет, журналов, издаваемых книг. Орфографические и пунктуационные ошибки стали привычными явлениями, хотя для любого интеллигентного человека начала столетия странным показался бы вопрос, должен ли врач, артист, инженер и т.д. быть грамотным. Ведь давно известно, что язык - это зеркало и социальных, и нравственных процессов, происходящих в обществе.

Обычно написание слов подчиняется определенным правилам. Но есть слова, к которым правил нет, и их надо просто запоминать. Это так называемые словарные слова.

В начальной прогимназии по программе РО мы должны запомнить около 500 слов. Как видим, слов очень много и много бывает ошибок при их написании. Причина многочисленных трудностей в работе с этими словами состоит, наверное, в том, что мы не используем рациональные способы их запоминания.

Над проблемой быстрого запоминания словарных слов мы начали работать в третьем классе. Выяснили, что запомнить правописание словарных слов, можно не только заучивая и записывая их несколько раз, но и другими способами: по этимологии и ассоциации.

Этимологический способ запоминания словарных слов

...Дремлет чуткий камыш. Тишь
- безлюдье вокруг. Чуть приметна
тропинка росистая...

Эти чарующие строки в любое время года оживляют в памяти прекрасное русское утро на берегу озера или реки. Слова так и льются, нанизываясь одно на другое, и становится радостно от воображаемой тишины, воспоминаний о легкой луговой тропке среди сочной травы.... И мало кто задумывается над тем, что слова ЧУТКИЙ и ЧУТЬ - родственники, что они “выросли” в одной “семье” со словами ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, СОЧУВСТВИЕ, ОЧУТИТЬСЯ. Тем более удивительным

покажется факт, что слова эти в родстве с латинским глаголом caveo “осматриваться, быть настороже, опасаться”. Доказать существование в прошлом связей между словами, раскрыть их большие и маленькие тайны помогает очень серьезная, очень интересная и чрезвычайно сложная наука - этимология. Она может помочь нам не только значение слова, но и его правописание, может рассказать не только о его рождении, но и о скитаниях в разных языках и о способах воздействия на него каждого чужого языка.

КОРИДОР и ДИРЕКТОР, АЛЬБОМ и КАРАНДАШ - откуда они пришли, почему их следует писать так, а не иначе? Этимология поможет решить нам эти вопросы. Однако для выяснения орфограммы не всегда возникает необходимость прослеживать все стадии, пройденные словом. Иногда достаточно узнать форму из языка - источника или соответствующие образования из близкородственных языка.

В данной работе мы попытались объяснить и обосновать правописание некоторых словарных слов с помощью этимологии.

В этом нам помог учебник В.В. Репкина “Русский язык, 2 класс” (программа развивающего обучения). В тексте “Бывшие родственники” изложено, что слово столица чем-то похоже на слово стол? И это не случайно. Когда-то эти слова были близкими родственниками.

В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом или просто столицей.

Теперь никто не считает эти слова родственными. Когда говорят о столе, не вспоминают никаких правителей. Стол - это просто мебель. А столица - это главный город страны. Совсем разные слова.

А все же полезно помнить об их былом родстве. Сразу понятно, что у слов своя долгая и интересная жизнь. Да и букву А в слове столица, пожалуй, не напишешь. (Приложение.1.)

Ассоциативный способ запоминания словарных слов

Мы считаем, что этот способ доступный всем, ведь историю возникновения слова нужно выяснять по этимологическим словарям.

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим способом, действуйте так:

1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

/ Например: Берёза

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает
трудности(сомнение) при написании.

Например: бе. - ре - за

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером
сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е..

4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл.слово Ас. образ * береза

По цвету _бЕлая..

*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать

По форме как буква _Е..

Результат: б Е .реза – б Е .лая, - гр Е. бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и
сомнительную орфограмму.

Вот несколько примеров:

гАзета - бумАга

зАвод - трубА

йнЕй - бЕлый, снЕг кАпуста - зА"яц

кАрАндаш - грАнь, бумАга

Работая над темой, мы нашли рациональные способы запоминания словарных слов. Надеемся, работа поможет вам, не надо будет долго и нудно заучивать каждое слово. Просто примени свою фантазию, и слово останется в памяти навсегда. Сделайте уроки русского языка интересными, получайте радость открытия.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

Литература.

  1. Канакина В.П. “Работа над трудными словами”, Москва, “Просвещение”, 1994 г.
  2. Ольгович СИ. “Этимология и орфография”, Томск, “Пеленг”, 1996 г.
  3. Попова Т. “Слово о словарном слове”.
  4. Репкин В.В. “Русский язык”, 2 класс, Томск, “Пеленг”, 1997 г.
  5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. “Этимологический словарь русского языка”, Москва, “Прозерпина”, 1994 г.
Загрузка...
Top