Проблемы правописания словарных слов статьи. Использование занимательных заданий при изучении правописания словарных слов. Подбор и запись синонимов и антонимов

Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, составление настенных таблиц трудных слов. С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.


Орфографические различия дают основания разделить слова на: 1. Слова с безударными гласными: Собака Помидор 2. Слова с двойными согласными: Суббота Рассказ Класс 3. Слова со звонкими и глухими согласными: Вокзал Вдруг 4. Слова с непроизносимыми согласными: Лестница


В настоящее время основной приём - механическое запоминание графического облика слова. Недостаток этого приёма - не активизирует мыслительную деятельность учащихся. Существует проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать.


Приёмы запоминания словарных слов, которые активизируют мыслительную деятельность и память учащихся: 1. Опора на комплекс анализаторов (орфографическое проговаривание) 2. Мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика «трудных» слов путём образования ассоциаций. 3. Подбор однокоренных сложносокращённых слов. 4. Этимологический анализ. Приёмы 1, 2, 3 – опора на механическое запоминание А приём 4 – опора на сознание






Памятка для учащихся для запоминания непроверяемых слов. 1. Внимательно прочитай слово про себя и вслух. 2. Узнай значение слова (словари). 3. Прочитай слово по слогам и запиши его. 4. Подчеркни ту часть слова, которую стараешься запомнить. 5. Проверь по словарю, правильно ли записал слово, произнеся его по слогам. 6. Подбери несколько родственных слов и напиши слово 2-3 раза…






Б) Словарно-орфографическую работу можно построить с опорой на ассоциативную память ребёнка. Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом общим признаком: цвет, форма, действие, материал, количество… 2. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.




Этимологический анализ при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение на научную основу. Он должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей. Задачи этимологического анализа: 1. Определение исконно или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой) 2. Выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности. 3. Установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло. 4. Реконструкция его праформы и старого значения.


При этимологическом анализе ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы. Слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.


В чём различие в написании слов обаяние и обоняние? (различия в происхождении и историческом морфемном строении) Обаяние – очарование, притягательная сила. Этимологический корень -ба-, который был в древнем глаголе -баять-. Обаять – околдовать словами. От него произошли слова: басня, байка, бай-бай. Обоняние – способность к восприятию запахов. Образовано от глагола воняти (пахнуть). При написании слова сохраняет графический облик корня вонь (запах).


Задания для работы над словами с непроверяемыми написаниями. 1. Работа со словарём. - выписать 5 слов, начинающихся на определённую букву - выписать слова с «ь» в середине слова 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. (запись слов по алфавиту, по группам в соответствии с орфографическими особенностями) 3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи. (правильное ударение в словах, составление предложений с данными словами) 4. Выборочный диктант. (учитель вслух читает текст, учащиеся записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами)


5. Диктант по картинке (карточкам) 6. Диктант по памяти. (запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и нужно воспроизвести их по памяти) 7. Диктант с комментарием. (ученики комментируют правописание слов) 8. Диктант с использованием загадок. (учитель зачитывает загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова) 9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся. (подобрать однокоренные слова к словам «трактор», «вокзал») 10. Творческие задания. (составление творческого словарика, в котором к словарным словам надо подобрать картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из детских книг или самим сочинить загадки, стишки)


Этимологический анализ слова повышает орфографическую грамотность учащихся, обогащается словарь с опорой на этимологию. Формируется представление о языке как о развивающем явлении, о связи языка с историей страны, народа. Закладывается основа лингвистического мышления. У учащихся развивается логическое мышление, активизируются познавательные процессы, воспитывается интерес к языку.

«Запоминаем словарные слова. Сегодня проблема формирования орфографической зоркости приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность...»

Запоминаем словарные слова.

Сегодня проблема формирования орфографической зоркости приобретает всё

большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается,

несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы

и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как

быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на

последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.



Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "пальто" и "работа"?

Работа по правописанию словарных слов продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Из огромного списка словарных слов можно выделить, следующие группы по способу запоминания: полногласие, словообразование, ассоциативный метод, метод этимологической справки, проверка по сильной и слабой позициям, механическое запоминание.

Полногласие.

Воробей Молоко Солома Ворона Молоток Смородина Город Мороз хорошо Горох Около Дорога Огород корова Скоро + карандаш Словообразование.

Воробей = вор + бей + интерфикс –оДевочка = суффикс –очкМедведь =мёд + вед(ать) – знать – слияние основ Мальчик = суффикс –чикНарод = приставка на- + род (Родина, родник, урожай, родители) Родина = род + суффикс –инСмородина = смород + суффикс – инПраздник = праздн + суффикс -никПриветливо = суффикс –ливРусский = Русь + суффикс –скУчитель = суффикс – тельПроверка.

Весело – весёлый До (скорого) свидания – свидимся Жёлтый - ж[и]лтеть Здравствуйте – здоровье Земляника – земли Коньки – кони Запад - падать Столица - престол Каток – катит Лисица – лисы Отец – отчий, Отчизна Петух – петь Ученик – учение, учёный. Учебник Чёрный - ч[и]рнеть Ассоциация Арбуз – алый Месяц – ясный Берёза - белая Облако - вата Вместе – и пишется вместе Пенал – перья Девочка – косы, мода Праздник – подарки, радость Дежурный - мел Пшеница – мельница, тесто, хлеб Деревня – строили из дерева Ребята - дети Дятел – дерево долбит Рисунок – лист, кисти Завтрак – каша, чай, масло Сахар – сладко Иней – снег Север – снег, олени Картина – рама, краски Собака – хвост, сторож Кровать - сон Солдат – бой, форма Лагерь – лето Синица – крылья отливают синим цветом Лестница – ступеньки, перила Улица – лица Лимон – кислый Хоккей – гол Лопата – крот Язык - ябеда Малина – маленькие части Морковь, яблоко, помидор - сок

Этимология(от латинского «этимос» - истина, начало)

Слово Язык заимствования Перевод Дополнительные слова Запад Славянский (падати) Быстро опускаться вниз Земляника Славянский Ниц- книзу, никнуть к земле Капуста Латинский (капут) Голова Капитан капюшон Капрал Карандаш Тюркский Чёрный камень Каракули карга Картина Итальянский (хартия) Тонкая изящная бумага Картон (толстая бумага) Корабль Греческий (кора, кожа) Челнок из прутьев, обтянутый кожей Корыто Корзина Коробка коромысло Лопата Славянский (лоп) Широкий лист Лопух Минута Греческий (минус) Промежуток времени, который меньше часа Москва Старославянский (моцкая) Маленькая, мелкая Мошкара моська Около Славянский (коло) Круг Колесо Колобок Кольчуга Колея Кольцо Коляска Облако Латинский Оболочка, обволакивать со всех сторон Платок Славянский (плат) Кусок ткани Платье заплатка Посуда Славянский (судно) Посуда делалась виде судна, отсюда:судок. Раскладывать по судам Сахар Индийский (Сахара) Песок, мелкие частицы твёрдых минералов Солдат Итальянский (сольдо) Человек, который за службу получает деньги (сольдо) Спасибо старославянский Спаси тебя Бог Тетрадь Греческий (тетрас) Лист, сложенный вчетверо Четверг Четыре Топор Славянский Топать, стучать, бить Улица Древнерусский (уль) Пустой, похожий по форме на трубу улитка Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически:

заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

1. читаем слово, проговариваем его по слогам;

2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

5. записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.

Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке. Этот метод является наиболее действенным, так как словарные слова остаются в памяти ребёнка надолго.

Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.

Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.

Изменение слова по падежам.

Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму. Для этого записываем словарное слово, выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании.

Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:

–  –  –

Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:

Можно использовать стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно воспользоваться специальной литературой, которая поможет разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Литература:

1. Агеева И. Д. Занимательный словарик. С-П., 1999.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.

3. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1954.

4. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь

Похожие работы:

«Социально-личностное развитие ребенка третьего года жизни Куделина Е.М., кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики, Россия В настоящее время задачи социально-личностного развития решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психиче...»

«Центр дистанционного образования "Прояви себя" свидетельство о регистрации сетевого издания (СМИ) ЭЛ № ФС 77 61157, выдано Роскомнадзором Сборник педагогических идей выпуск №013 от 01 июля 2016 года proyavi-sebya.ru/sbornik013.pdf г. Томск, 2016 год Сборник педагогических идей ЦДО "Прояви себя", вы...»

« литературы ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ дисциплины "Русский язык для специальных целей" для студентов специальностей 5В010100 Дошкольное...»

«МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей Методическая разработка классного часа "Ваше здоровье в ваших руках" Классный руководитель 7б класса Балакина Людмила Павловна 2010 г. Цель: формировать у учащихся здоровый образ жизни. Ход классного часа Учитель: Многие задают себе вопрос: "Как прожить, чтобы не старе...»

«АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ № 11" Рассмотрено на заседании МО Согласовано УТВЕРЖДАЮ учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор МБОУ "Гимназия №11" Протокол № 1 от 26.08.2016г. Г.Н.Шустрова А.В.Мартинюк Руководитель МО Приказ № 1...»

«в целях оптимизации профессионально ориентированной деятельности по­ средством определения социальных, дидактических и психологических основ использования информационной технологии в учебном процессе, обеспечения направленности подготовки на формирование информацион­ ной основы деятельности на базе учета выявленных психоло...»

«Формирование коммуникативной компетенции у студентов логопедов Жулина Е. В.1, Барабанова Л. Б.2 Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena Victorovna кандидат психологических наук, доцент; Барабанова Лариса Борисовна / Barabanova Larisa Borisovna – магистрант, к...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь - это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников - одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.

Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

а) обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.);

б) создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

в) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи;

е) развивать не только речь-говорение, но и аудирование.

Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная - принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя. Развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности определяют и новообразования его личности: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексию (самооценку своих действий на основе соотнесения с замыслом). Завершая характеристику психологии младшего школьника, считаем необходимым напомнить, что главным новообразованием этого возраста является овладение учебной деятельностью. В современных условиях мы бы отметили и важность формирования основ широкого использования компьютерных средств, развития экологической и экономической его культуры. Об актуальности этих проблем свидетельствует то, что они обсуждаются на международном уровне и реализуются в практической работе с детьми.

Согласно исследованиям отечественных ученых (И.А. Зимняя, А.И. Крупнов, Р.Т. Фульга и др.), успешность развития речевой деятельности зависит во многом от речевой активности, который соотносится с общей психической и интеллектуальной активностью и характеризуется с трех сторон- результативной, содержательной и динамической; при этом активность речевой деятельности понимается не только как мера деятельности, но и как состояние, позволяющее планировать речевое поведение, собственно речевую деятельность и контролировать эффективность взаимодействие. Обучение младших школьников русскому языку как средству общения предполагает овладение процессами поражения и восприятия речи на родном языке (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, А.А. Деонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковаи др.)

Понятие «навык правописания» в настоящее время четко зафиксировано в целом ряде нормативных документов, прочно вошло в педагогическую практику. В то же время в понимании сущности данного понятия нет единого мнения, что затрудняет его научную разработку и использование в образовательном процессе. Навык правописания ввиду многоаспектности этого понятия следует считать:

1) ценностью;

2) процессом;

3) результатом;

4) системой (Б.Г. Гершунский).

Мы рассматриваем процесс формирования у младших школьников умений навыка правописания как инструмент поликультурного развития обучаемых, который непосредственно влияет на формирование такой языковой личности, который русский язык нужен «для жизни», «для общения в реальных ситуациях» и которая будет в состоянии осуществлять эффективное общение. Такая постановка вопроса фокусирует внимание на содержательных аспектах речевосприятия и речепорождения, на умении достичь желаемого результата за счет взаимопонимания всех участников речевого общения.

Процесс овладения навыком правописания имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом учащиеся должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать.

Навык - это «действие, сформированное путем повторения,* характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».

В формировании навыка выделяются три основных этапа :

I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.

IIэтап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие.

IIIэтап - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Когда говорят о формировании навыка, чаще всего считают, что основное - это упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная деятельность, (а не механические упражнения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, - «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.

Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка.

Историография постановки и поисков путей решения любого исследовательского вопроса представляет интерес как в плане выявления истоков основных дидактических концепций, так и для объективной оценки новинок в практике образовательного процесса. В связи с этим нами выявлены периоды развития навыка правописания, ибо метод периодизации дает возможность установить исторические тенденции проблемы, зафиксировать уже познанные её стороны, а также малоизученные аспекты.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Много хлопот она доставляет учителям. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – многократному повторению.

Любая педагогическая система не возникает на пустом месте, а является результатом уже достигнутого в педагогической науке и практике. В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка с использованием мультимедиа.

Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. Труды отечественных психологов Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, педагога К.Д. Ушинского посвящены работе со словом. В частности, Федор Иванович Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися значения слов через зрительное восприятие. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных и зрительных способностей.

Так же проблемой формирования навыков написания словарных слов с использованием мультимедиа, созданием словарей для младшего школьника занимались и продолжают заниматься наши ведущие учёные Д. Н. Ушаков, А. Н. Тихонов, М. Р. Львов и многие другие.

Принимая во внимание мнения учёных – методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемых написаний установилось, что у каждого из них представлены отдельные направления работы. Так, например, Н.Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания, П.П. Иванов рекомендует учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. В.В. Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний, сочинений по опорным словам и все эти приемы используются с помощью мультимедиа-технологий; О. Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на мультимедиа.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой, использование мультимедиа при работе со словарными словами помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и формированию навыков написания словарных слов, но считается, что работа ученых психологов и методистов прошлого не достаточно глубоко изучили проблему формирования навыков написания словарных слов средствами мультимедиа, что и обусловило выбор данной темы.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Она должна основываться на визуальном и слуховом восприятии новых слов. У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, а мультимедиа технологии позволяют изучать новый материал наглядными образами, поэтому предполагается использование ИКТ на уроках эффективным.

Т.о., уже методисты прошлого подразумевали использование ИКТ для повышения грамотности учащихся, в частности, при работе со словарными словами.

Савёнышева Ирина Владимировна

Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями,процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов,диктантов, в изложениях и сочиненияхи т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?

Отталкиваясь от представления «Каждое нарушение правила - это ошибка» , попробуем определить, какие ошибки могут быть допущены детьми. Для этого, определим состав предложенных для запоминания слов с орфографической точки зрения. Условно их можно разделить на 3 группы.

1.слова с непроверяемыми написаниями: безударными гласными, с двойными согласными, со звонкими и глухими согласными, с непроизносимыми согласными.

2.слова, подчиняющиеся правилам, но написание которых младшие школьникидолжны запомнить, так как эти правила изучаются только в средней школе.

К ним относятся:

Слова с чередованием гласных в корне

Сложные слова с соединительными гласными

Слова с гласными после шипящих в корне черный

Некоторые наречия (слитное написание; с приставками с и на; с суффиксами а - о на конце)

3.слова, являющиеся проверяемыми, но подбор проверочного слова может быть трудным для данной возрастной группы.

Исходя из этих орфографических различий слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, можно определить два варианта ошибок:

Ошибки в обозначении фонем буквами

Каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв

Учителю необходимо четко знать, к какой группе относится изучаемое слово как для формирования навыка дифференцировать и обозначать графически орфограмму, так и для выбора пути в организации работы по исправлению и предупреждению ошибок, которая строится на основе анализа письменных работ и обобщений. Работа над ошибками должна быть разработана индивидуально, так как каждаяошибка находится в зависимости от конкретной проблемы конкретного ребенка.

Обозначим возможные причины возникновения ошибок со стороны ученика и определим возможные варианты их исправления.

причины ошибок

возможные пути исправления

непонимание или неточное пониманиезначения слова

Объяснение или уточнение лексического значения слова

Предъявление этимологической справки

неумениенайти опознавательный признак, дифференцировать проверяемые и непроверяемые написания

Развитие орфографическую зоркость

Упражнения на определение позиции фонемы в слова (сильная/слабая)

Работа над морфемным составом слова

«ошибки памяти» [ 3]

Определение доминантного типа памяти (зрительная, слуховая, моторная, речедвигательная)

Развитие всех видов памяти

невысокий уровнем общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря

Работа со словарями, справочниками и т.д. Развитие речи

невнимание, выраженное случайными заменами, описками

Развитие внимания

пассивной ролью мыслительных навыков,вследствие отсутствия обучения приемам умственной работы на практике.«…мы требуем от ученика активной мыслительной работы… и в то же время ничего не предпринимается для того, чтобы обучать учащегося тем способам умственной работы, которые наикратчайшим путем приводят к цели» - писал Д.Н.Богоявленский

На различных этапах работы со словами данной группы при подборе упражнений руководствоваться принципомактивизации познавательных процессов ребенка

«неправильной догадкой, переоценкой своего языкового чутья»

Развивать навыки самоконтроля, критичности

неразвитостью мелкой моторики руки (каллиграфические ошибки)

Развивать мелкую моторику (лепка, вырезание, штриховка)

Упражнения для развития навыков каллиграфического письма

проблемами логопедического характера

Можно выделить ряд причин, вызывающих ошибки, возникающих и со стороны педагога.

Одной из причин, затрудняющих усвоение слов с непроверяемыми написаниями, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными часто ведется изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Для решения этой проблемы необходимо «проводить» такие слова через весь урок, включая их в упражнения разного характера и систематически закреплять их написания на последующих уроках.

К другой причине можно отнести однообразие приемов и отведение ребенку пассивную роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем, учащемуся предлагают списать и механически выучить его написание. Использованиекартинных и выборочных диктантов, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое не оставят ученика равнодушным, а трудные слова неусвоенными.

Еще одну причину Н.Н.Алгазина определяет как неудачный подбор дидактического материала для упражнений, не соответствующий возрасту и принципу доступности. Подбор дидактического материала с учетом возрастных особенностей, программных требований и вариантности (то есть с учетом типичных трудностей) является важным условием формирования навыка грамотного письма, поэтому ответственность за выполнение данных требований и за ошибкуложится только на учителя.

Согласно традиционному положению все ошибки должны быть исправлены. В связи с этим положением работу над ошибками можно проводить:

· Индивидуальную - учитель и ученик вместе находят, анализируют и исправляют ошибку;

· Частично-самостоятельную - учитель ограничивается условным знаком на полях, ученик сам находит, анализирует и исправляет ошибку;

· Фронтальную - устное комментирование общего текста при самостоятельном поиске и исправлении ошибки каждым учеником.

При исправлении ошибок в словах с непроверяемыми написаниями полезна работа с орфографическим словарем. Учителю целесообразно заносить ошибки детей в специальный журнал, который поможет проанализировать результаты работ и динамику каждого ученика. Детям эффективно вести индивидуальные словарики трудных слов.

При грамотной организации работы над ошибками, в которой учитываются ошибки и причины их появления, включена предупредительная работа и определены эффективные пути их исправления, уровень орфографической грамотности,безусловно,повысится.

Литература
1. Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. Ассоциативный орфографический словарик. - Изд. 2-е., перераб., доп.- М: Ювента, 2004. - 64 с.
2. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов: Пособие для учителя.- 3 изд.- М.:Просвещение, 2001.- 280 с.
3. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. Уч.пос. Учебное пособие для психолог.вузов. монография. Серия: Классическая учебная книга. - Академия, 2002. - 352с.
4. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
5. Гафитулина М.С. Слово о словарном слове / Гафитулина М.С.,
6. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с. 55-60
7. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 3. - с. 37-39.
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 256 с

Правильное написание словарного слова "проблема", которое содержит иностранный корень, с сомнительными буквами:

про блема

Следует запомнить, что словарное слово "про блема" пишется с буквой "о ".

Слова-образы для запоминания:

сло жность - про блема
вопро с - про блема
загво здка - про блема

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "проблема", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "про блема", необходимо вспомнить слово-образ "сло жность" и другие подобные слова-образы.

Словосочетания и предложения с другими словами:

При про верке документов у него могли возникнуть про блемы.
Про сто та дела еще не означала отсутствия про блем.
На про сторах Родины у него начались серьезные про блемы.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Нет неразрешимых проблем , но уже есть успехи в их создании! (Афоризм,

Вы никогда не решите проблему , пока не признаете, что она у вас есть. (Афоризм,

Каждая решенная проблема порождает новую неразрешимую проблему . (Закон, сформулированный сотрудниками Министерства труда США)

Фразеологизмы и цитаты со словом "проблема" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Как хочется порой забыть о всех проблемах .
Как хочется забыть о суете людской.
Как хочется не знать о злобе и корысти
И о «ножах» что каждый прячет за спиной.

(Стихотворение Ирины Каменевой)

Рожаем идеи, детей и проблемы ,
И терпим всю боль, расставанья, измены…
Ждем чуда, погоды и авиарейсы,
Глядим в небеса, в уходящие рельсы…

(Стихотворение Марины Бойковой)

Пусть немного чокнутые все мы,
Этот грех нам, Господи, прости.
Как я буду жить - мои проблемы ,
Но ЕГО всегда храни в пути.

(Стихотворение Натальи Непетровой)

Чтение стихотворений с использованием словарного слова с иностранным корнем – увлекательный способ запоминить правописание слова.



Смотрите также в орфографическом словаре:

Проблема - как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Проблема"

Смотрите также в толковом словаре:

Проблема - что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Проблема, -ы, женский род 1. Сложный вопрос, задача, тр...

Другие словарные слова по теме "состояние".

Загрузка...
Top