Представления о человеке и его месте в христианстве. Проблема человека в христианстве

С приходом Христа человечество не только получило шанс на спасение. Боговоплощение и трёхлетняя проповедь Спасителя в Святой земле обогатили людей целым рядом победительных идей, благодаря которым они стали добрее, светлее и чище.

Давайте вместе рассмотрим те новые постулаты, которые христианство принесло в мир и которые сейчас уже воспринимаются как должное, однако во времена апостолов стали новым словом в философии и морали:

1. Историчность мироздания

Древние жители Средиземноморья по своим воззрениям были гораздо ближе к индусам, чем к нам, ныне живущим. Время представлялось им бесконечным колесом повторений: дней и ночей, годов и целых жизней, этаким гигантским колесом или кругом.

Мир в сознании его древних обитателей не имел ни ограничений, ни целей и существовал «просто так». О нём не было, да и (с политеизмом-то) просто не могло быть никакого единого божественного замысла.

Христианство же породило историю. Оно утверждало конечность бытия, причём, не бытия отдельного человека, а бытия этого несовершенного тварного мира в целом. Рано или поздно, в будущем случится Второе пришествие Христа во славе, говорил Новый завет, старый мир будет свёрнут, а ему на замену будет создан другой - уже поистине вечный мир. Данный же мир создан Богом для воспитания человека и стал несовершенным именно вследствие его волевого решения преступить райскую заповедь, но, как уже было сказано выше, останется таковым не навсегда.

С приходом христианства люди стали острее чувствовать ограниченность своей земной жизни, ведь Евангелие возложило на них сложную задачу обо жения . Теперь «просто прожить» стало мало, понадобилось за отведённый срок успеть воспитать в себе личность посредством богообщения и соработничества с Богом и с другими людьми.

Тогда же появились летописи и авторские изложения истории, призванные передать важные знания о мире и человеке будущим поколениям, как и понятие движения времени, движения вперёд, которое часто схематично представляют в форме «полёта стрелы».

Правда, это движение вперёд христианами связывалось не с прогрессом (ставшим модным в массах с XIX века), а скорее наоборот - с перспективной деградацией мира, возрастание беззакония в котором должно рано или поздно привести в него Антихриста, а затем и, вторично, Самого Бога.

2. Социальная помощь

Идея заботы о малоимущих и больных была чужда Римской империи в дохристианскую эпоху. Напомню читателям хрестоматийный рассказ про Спарту, где в обычае было сбрасывать детей-уродцев с высокой скалы, чтобы впоследствии они не обременяли собой общество.

Всерьёз древний человек мог рассчитывать только на помощь семьи, рода. Безродный был первым кандидатом в рабы. Такой человек был абсолютно бесправен и беззащитен. Ему, как правило, не помогли бы даже представители своего народа (вспомните притчу о милосердном самарянине и поведение священника и левита народа израильского).

В государстве же люди имели право на помощь и защиту настолько, насколько они были полезны обществу. Например, в римской армии лечили солдат. Но не из человеколюбия, а просто потому, что на следующий день они могли понадобиться в бою.

Христианство же принесло с собой идею социальной помощи. Не социального равенства между богатыми и бедными или рабами и свободными, а духовного равенства людей перед Богом.

Христианство говорило о необходимости помогать другому человеку, как Образу Божьему, о необходимости видеть в нём живую душу, равную собственной. При этом социальные статусы, национальность, раса, пол или возраст имели второстепенное значение.

Сам Господь заложил основы подобного отношения к другим людям, уподобив оказание помощи нищим, больным или нуждающимся оказанию помощи Ему самому.

Поэтому, с приходом христианства в мир в нём появились больницы, странноприимные дома и богадельни (работные дома для бедных). Возникли школы, бесплатные столовые и приюты для сирот. Появился институт помощи заключённым. Причём это явление приняло массовый, системный характер.

И даже более того - христианам принадлежит идея современного комплексного центра социальной помощи и адаптации, которую впервые предложил и реализовал в своей епархии ещё святитель Василий Великий. Его центр, в котором были, одновременно, и больница, и ночлежка, и богадельня, и школа, получил наименование «Василиды».

3. Приоритет милости над справедливостью

«Око за око и зуб за зуб» - провозглашает Ветхий Завет принцип справедливого воздаяния за зло. В этом постулате - великая мудрость, но в нём же и порочность, о которой древние и не догадывались.

Мудрость - в ограничении воздаяния. Ветхозаветные тексты говорят нам о весьма простых нравах дозаветного человека: чуть что не понравилось - убей! Сожгли дом - убей, обокрали - убей, выбили глаз - убей! Отомсти за ущерб предельно, устранив самую возможность навредить тебе ещё раз!

Принцип справедливости Ветхого Завета явился своего рода нравственной революцией. Он ограничил воздаяние за зло тождественностью ущерба: за выбитый глаз следует выбить лишь глаз, а не лишать жизни, за убитую собаку - убить собаку, а не вырезать весь скот соседа. Справедливость стала новым словом в общественном сознании, сильно облагородившим нравы человечества.

Порочность же этого принципа тоже лежит на поверхности: если сосед лишил тебя ока, а ты отплатил ему тем же, то твой глаз не вырос от этого на прежнем месте. Ты удовлетворил свою жажду мщения, но в итоге вы оба стали жить хуже. Если ты убил человека в отместку за убийство брата, то и его семья лишилась кормильца, и твой брат не воскрес. Есть вещи, которые невозможно компенсировать...

Кроме того, отомстив за убийство родича по закону кровной мести, человек сам становился убийцей, присваивал себе право Бога распорядиться жизнью другого человека.

Христос же совершил в обществе следующий нравственный переворот, провозгласив принцип милосердия - прервать цепочку зла на себе, одержать над обидчиком моральную победу и отказаться от мести за причинённое зло. Таким образом, например, прерывалась цепочка вражды, вызванная законом кровной мести.

Простив обидчику его злодеяние, христианин в этом поступке уподоблялся Господу, прощающему нам наши прегрешения (вспомните молитву «Отче наш»). Кроме того, ответ добром на зло часто имел глубинное победительное действие на душу обидчика и, поражённый поведением христианина, он довольно часто круто изменял свою жизнь, сам становясь последователем Христа.

Также и ущерб от буйства страстей в этой ситуации оставался наименьшим (например, глаза лишился только один потерпевший, но потом обидчик всю жизнь просил прощения и помогал покалеченному им человеку).

4. Универсальность религии

Христианство стало религией для всех. Чтобы понять, насколько это важно, посмотрите на положение вещей до его прихода.

Индуизм не распространялся по миру, потому что индуистом может стать только индус. Индуистом можно только родиться - это не мировая религия, а религия нации. Ислама ещё нет и в помине. С Иудаизмом (а вернее ещё с Ветхозаветной религией) ситуация почти такая же, как и с индуизмом. Нет, иудеем можно стать, прозелиты были, но нужно пройти через большие испытания и навсегда придётся остаться «вторым сортом», так как в ветхозаветной религии присутствовала сегрегация.

Язычество же мало того, что умирает - уже почти никто всерьёз верит в древних богов, отделываясь ритуалами. Язычество ещё и строго делится по национальному признаку: есть боги Вавилона и боги Египта, боги Скандинавии и боги Греции, боги галлов, боги славян и боги германцев. И никогда божество греков не поможет славянину, как и его высшие силы не станут заботиться об эллинах...

Христианство же приходит в мир и провозглашает: «нет во Христе ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни чёрного, ни жёлтого, ни белого, ни ребёнка, ни старика, ни мужчины, ни женщины». Христианство провозглашает абсолютное равенство перед Богом любых двух людей на земле.

Что же это значит? Конец жестокости и унижению! В древнем мире «человек человеку волк», а в pax christiana - друг, товарищ и брат!

Как можно обижать жену, если она - это такой же Образ Бога, как и я? Я глава, но не тиран, начальник, но не рабовладелец. Как можно ненавидеть иноплеменника, если он ещё не сделал мне никакого зла? Да, он чёрен, как смоль, а я бел, как снег, но мы оба внутренне одинаковые , наши души - в равную цену.

Если я богат или свободен - я обязан своим положением Богу, который завтра может сделать меня рабом, как худого управителя, а моего раба (абсолютно мне равнозначного в плане Образа Божьего) поставить на моё место, как Иосифа в Египте! Поэтому я не вправе относиться к человеку плохо без повода и иметь предубеждение, вместо того чтобы судить о нём по делам.

Христианство мало что говорит об устройстве мира и не даёт подробных культовых или бытовых предписаний, а значит, не устаревает. Оно не от мира сего и не о мире сем. Христианство подходит для любого человека в любом месте и в любые времена - именно поэтому это самая распространённая религия в мире.

5. Торжество духа над материей

«Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою...» (Бытие 1:1-2).

Христианское Священное Предание говорит о том, что Бог - это бестелесный, вездесущий и всесовершенный дух, который неизменен во времени и безграничен в пространстве просто потому, что само время и пространство сотворены Им.

В отличие от древних гностических систем, христианство не провозглашает материю в целом или человеческое тело в частности злом или чем-то низким, признавая ее важным элементом мира, но говорит об однозначном приоритете духа над материей, ведь и сама материя сотворена Духом Божиим.

Также христианство утверждает глубокое отличие человека от других сотворённых живых существ и возводит его на вершину творения, как обладающего обеими основными составляющими: духовной (подобно Богу и ангелам) и материальной (подобно животным, растениям и проч.). Нахождение на этой ступени накладывает на человека особую ответственность.

Христианство говорит о том, что человек не является игрушкой инстинктов, что он способен, прикладывая усилие духа, совершать нечто особенное, способен на подвиг. Условно говоря, с помощью Божией и благодаря волевым усилиям, человек может «прыгать выше головы» вплоть до преображения собственной природы.

Это показал своей жизнью Богочеловек Иисус Христос, добровольно пошедший на страдания и на смерть ради торжества божественного замысла о примирении падшего человека с Богом.

6. Повреждённость человеческой природы

Ни одна религия до христианства не говорила о том, что текущее состояние человеческого существа ненормально . Люди не имели острой необходимости совершенствоваться, потому что были, якобы, итак совершенны. Но в таком ключе оставалась необъяснённой маленькая деталь - наличие в мире зла , творимого этими »совершенными» людьми, тления и смерти.

Христианство же открыло реальное положение вещей: человек пал и в грехопадении его природа подверглась негативным изменениям, он стал смертен, болезнен и удобопреклонен ко злу. Христианство объяснило, почему теперь побуждать себя к добру требуется с усилием, а опустив руки можно вообще скатиться к звероподобию.

При этом уже состоялось величайшее событие в истории - человек был искуплен Богом и человеческая природа была воспринята на себя Иисусом Христом и преображена им. В нём её восстановление уже состоялось!

Поэтому, теперешнее состояние - не приговор! Теперь каждый может повторить путь обо жения, последовав за Христом, став членом основанной им Церкви, участвуя в Таинствах, живя по заповедям Божиим и собирая в себе благодать Святого Духа. Теперь каждый человек своей волей и с помощью Божией может восстановить своё прежнее, нормальное состояние и даже улучшить его, может перестать творить зло и получить право на вечное блаженство.

7. Свобода воли человека

В дохристианские времена миром владел всемогущий фатум, судьба. В представлении древних человек был игрушкой в руках богов, которые насылали на него различные невзгоды, развеивая собственную скуку.

Человек мог стараться и лезть из кожи вон, но если боги захотели - его планы не сбудутся, а сам он бесславно и глупо окончит свою жизнь, причём именно тем образом, который ему ими уготован. Как говорится, «от судьбы не уйдёшь».

С приходом в мир Церкви восприятие меняется. Теперь человек сам куёт своё счастье, а его воля имеет в его жизни определяющее значение.

Богу может не нравиться то, что мы делаем, но Он «совет даёт, а воли не отнимает». Бог не вмешивается в решения человека, предоставляя ему свободу выбора , хотя и надеется на то, что человек будет сообразовывать свою волю с волей Божией о нём и, дополнительно, обстоятельствами жизни (Промыслом о человеке) подвигает его к этому.

Бог христиан - это не тиран, развлекающийся рабскими поединками, а отец, пестующий своих сыновей. Человек может своими делами приближать себя к Царствию Небесному, а может к вечным мукам. Кем он станет - определяет его собственная воля .

При этом, выбирая богоугодный путь, он всегда может рассчитывать на помощь своего Небесного Отца, который заинтересован в том, чтобы его любимое творение прикоснулось к благам и блаженству.

8. Обо жение

И ещё одна крайне важная идея: человек может стать подобным Богу ! Он может преображать свою природу, делая её лучше, напитывая её благодатью. Богом он никогда не станет, лестница бесконечна, но может всё более и более уподобляться Творцу. Какая ещё религия провозглашала подобное?

Все древние учения говорили о том, что боги ревнивы и не делятся с человеком своим достоинством, что «рождённый ползать летать не может» и раб никогда не станет кем-то большим. О том, что даже получающие божественное достоинство изначально должны быть предопределены к этому. Например, быть детьми богов (как Геракл) или сотворить ради нового статуса множество громких подвигов. Или и то и другое вместе.

Христианство же говорит о том, что человеческая природа преобразилась в Господе Иисусе Христе, через общение с божественной природой посредством Его личности.

В свою очередь христиане, общаясь с Богом в молитве, а также направляя свою жизнь по Его воле, получают возможность причастия к преображённой природе Христа и к божественным энергиям. Под воздействием этих божественных энергий (благодати Божией) людская природа восстанавливается и обо живается , становясь всё более походящей на природу Божества.

Последствия этого преображения мы видим в многочисленных примерах жизни святых , которые исцелялись от болезней, получали дар цельного восприятия мира, дар чудотворений и другие духовные дарования.

При этом Бог по преизбытку любви хочет обо жения максимально большего числа людей, а лучше бы и каждого живущего на Земле человека. Бог - это источник всех благ, которые оскудеть не могут. Поэтому, чем большее количество людей станут их причастниками, тем более, можно сказать, Господь будет рад. Бог христиан не считает людей жалкими и низкими существами - сотворённых им людей он готов принять не в положении рабов или наёмников, но в статусе детей, уподобившихся Ему .

Бахтин М.В.
кандидат философских наук

1. Человек – образ Божий.

1.1. Ценность человека

Когда однажды автор этого текста задал на экзамене вопрос студентке (светского ВУЗа) о том, что такое образ Божий, она надолго задумалась и только после нашей подсказки – что отличает человека от животного? – она начала более или менее успешно отвечать. Действительно, если говорить коротко, образ Божий в человеке – это то, что отличает его от животных, что делает его собственно человеком. Сегодня эта граница между человеком и животным миром (сознательно) стирается. Гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны, неподтвержденная позднейшими антропологическими исследованиями, тем не менее, «маячит» где-то на заднем плане сознания современного человека. Вроде как никто уже не заставляет нас верить этой гипотезе, но для многих (неверующих) она все равно остается, пусть слабым, ориентиром в этом вопросе. Библейский рассказ о сотворении человека сообщает нам, что только человек – не животные и даже не ангелы, не говоря уже об остальной природе – сотворен по образу и подобию Божию.

Философские теории в отношении человека меняются быстро, и представляют собой самые разные версии решения этой проблемы, но вот христианство уже 2000 лет непоколебимо утверждает истину о духовном достоинстве человека. В современном мире принято говорить о правах и свободах человека, о том, что человек – это высшая ценность (такие слова есть, например, в российской Конституции). Но вот что не принято – задаваться вопросом о том, на каких метафизических основаниях делаются заявления об этой ценности человека. Мы знаем, что исторически Декларации прав и свобод «выросли» из протестантского основания. Например, Д. Локк, идеи которого и стали источником Деклараций, писал, что каждому человеку даны права от Бога. Такие слова есть и в американской Декларации. Но в ходе исторического развития эта ссылка как-то затерлась. Никто сейчас не воспринимает экспансию Запада – в идеологическом плане – как религиозную. Эта экспансия идеологии прав и свобод человека, по сути, секуляризованной. Но тогда появляется означенный выше вопрос – почему я должен ценить человека? Ответа на данный вопрос у современной цивилизации нет. А у христианства есть. Мы должны ценить человека потому, что он есть творение Божие, кроме этого, высшее творение – образ Божий, и, наконец, потому, что мы сами являемся людьми, а значит, каждый человек – наш брат.

Скажут, что все это «и так известно». Да, на уровне просто чувства это известно всем, но христианство утверждает это догматически, духовно-мировоззренчески и это чрезвычайно важно. Почему? Да потому, что, например, рыночная идеология, распространяемая сегодня Западом же, далеко не во всем сочетается с этой идеей высокой ценности человека. Современный человек смутно «чувствует», что другой человек – его брат, но в реальной жизни он может убивать и продавать этого брата. Христианство же останавливает этого человека словами об образе Божием и заповедью о любви к ближнему.

1.2. Свобода

Свобода называется Св. Отцами Церкви одним из важнейших черт образа Божия в человеке. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно «пересчитать», какие имеются виды свободы в человеческом бытии.

1. Свобода, которую можно назвать природной (для человека), принадлежит всем людям. Это элементарная черта человеческого бытия – человек решает, куда ему идти, когда ему есть и т.д. Сюда же входит и важнейшая свобода выбора между добром и злом, между Богом и дьяволом. Само по себе наличие этой свободы еще не означает «спасенность» или «неспасенность» человека. Безусловно, этой свободы нет у животных, она есть неотъемлемая черта образа Божия в человеке.

2. Свобода, связанная с социальными, политическими, экономическими условиями. Фактически, этот вид свободы «придуман» (вернее, он стал объектом пристального общественного внимания) только в Новое время и носит весьма относительный характер, хотя и неправильно совсем исключать его из поля зрения. Говорят, что человек свободен в том смысле, что он менее зависим, чем другие члены общества – зависим от власти, от самого общества в целом. Здесь свобода сведена к высокому экономическому или политическому статусу. С этой точки зрения, свободен, например, миллиардер. Хотя, строго говоря, его «свобода» является очень относительной. В отличие от первой и третьей (см. ниже) свобод, эта является абсолютно зависимой от внешних обстоятельств, причем не только социального характера, но и, например, природного – всем ясно, что богатство – это социальный феномен (богач в (необитаемой) пустыне со всеми своими деньгами ничем не будет отличаться от бедняка).

3. Духовная, настоящая свобода. В сущности, этот вид есть как бы позитивная реализация потенций первой свободы. Человек выбрал Бога и выбирает Его всю свою жизнь, каждый день, отрекаясь от зла, борясь со страстями. Об этой свободе говорил Христос как о свободе от греха. Это абсолютная свобода для человека, потому что ничто внешнее не может помешать ему реализовывать данную свободу. Его могут посадить в тюрьму, послать на войну, он может пережить горе в личной жизни и т.д., но все это – хотя и с трудом – преодолимо внутри духовного опыта. Только смерть человека прервет его духовное возрастание на земле и переведет в совершенно другой план бытия.

Духовная свобода возвращает человеку самого себя, свою природу, потому что грех и страсть – это искажение богоданной доброй природы, ветхий человек – это как бы пародия на настоящего человека. Естественно, все другие типы свободы – особенно второй – кажутся бледными, по сравнению с этой свободой. Собственно, в понимании православия личность – это человек, обретший, в той или иной степени, эту свободу во Христе. Степень эта может быть разной у разных людей. Эта свобода – есть Сам Христос, Его Жизнь, к Которой приобщается христианин. Все притчи Христа о Царствии Небесном – об этой свободе. Она есть та жемчужина, найдя и желая приобрести которую, купец идет и от радости продает, все что имел. Здесь говорится о человеке, нашедшем путь этой свободы и с радостью отказывающемся от всего своего «греховного богатства». Также эта свобода – зерно горчичное, которое, когда его сажают, является маленьким и незаметным, а когда вырастет – то превращается в огромное дерево, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Здесь говорится о духовном опыте человека жизни во Христе, обретения Христовой свободы. Сначала это какая-то небольшая часть жизни человека, но, по мере его духовного роста, вся душа человека становится Христовой, превращается в прекрасное духовное древо, в котором укрываются и поют птицы – способности человека, другие люди.

К сожалению, современный мир выдвинул на первый план вторую свободу, абсолютизация ценности которой не обоснована, и совсем забывает о третьей, настоящей свободе.

1.3. Разум

Разум, ум – еще одна из важнейших способностей человека, отличающих его от животных. Даже марксисты признавали, что сложнейшие построения в природном мире, – например, муравейник – тем не менее, на порядок ниже любого человеческого построения, потому что человек – в отличие от природных субъектов – сознательно проектирует свои постройки, и сложные, и простые. Слово «разум» у религии «отобрали». Почему-то в постсредневековую эпоху религия относится к сфере «иррационального», «неразумного» и т.д. Ученые атеистического толка находят в книге Ветхого Завета «Премудрость Соломона» элементы «рационализма», как бы противопоставляя их всей христианской «иррациональной» традиции. Но такой подход – проявление безграмотности. Мы можем сказать, что разум восхвалялся в христианстве всегда, другое дело, что понимали под этим разумом нечто отличное от того, что понимают теперь.

В той же книге «Премудрости Соломона» сказано, что ее начало – страх Господень, что, кстати, не любят обсуждать выискиватели «рационализма» в Библии. Так же, как и в теме свободы, мы можем выделить «разум вообще», присущий всем людям в силу их природы, – когда они, например, считают деньги – и особый разум, настоящий разум, который является частью духовного опыта человека. И это так же есть позитивная реализация потенции разума, которая дана всем.

В чем же она заключается? Говоря просто, в приобщении к «разуму» Бога. Безусловно, слово «разум», в данном случае, – это несовершенное катафатическое понятие, но нам приходится им пользоваться. Собственно, Бог и не скрывает от нас глубины Своей Премудрости. Наоборот, Он их открывает, хотя мы и недостойны этого, – в Священном Писании. Откровение сообщает нам смысл нашей жизни, смысл истории всего человечества и дает возможность соотносить свою реальную жизнь с этим смыслом, насколько она ему соответствует (чаще всего – нет).

Неверно утверждать, что верующий человек не занят познанием. Вся его жизнь есть познание воли Божией и себя самого. Но это особое, духовное, покаянное познание. Разум в условиях светской культуры только растрачивает свои силы, не понимая, во имя чего он должен действовать. Как характерен для этой культуры образ утонченного интеллектуала, высокообразованного человека, знакомого со многими философскими и прочими гуманитарными теориями, и… не знающего, зачем он вообще живет. Его высокоразвитый ум не может ничего сказать по этому поводу. В итоге, жизнь этого человека превращается в пустое путешествие, перманентный поиск неизвестно чего, цинизм и нигилизм, разъедающие его душу, и т.д. Как часто такие люди делают кумира из науки или искусства, так и не открыв для себя возможность рискованного духовного полета к Богу.

С другой стороны, нужно заметить, что стяжание духовного разума – «ума Христова» (св. ап. Павел) – это тоже не одноактный процесс, это развитие, постоянное движение к Богу. Высшей ступенью в этом движении, возможной на земле, является непосредственное общение с Богом и «узнавание» Его воли об определенной проблеме, человеке. Это уже уровень святых. Например, преп. (20 в.), когда к нему обращались с каким-то вопросом, молился Богу, желая узнать Его волю, и узнавал ее. Однажды один человек (англичанин) усомнился в решении Силуана, сказав, что старец – это не оракул. На это Силуан сказал, что тот очень низко ценит его молитвы. Это была, безусловно, не гордыня, а уверенность в том, что Бог открывает Свою волю.

1.4. Любовь

Способность к духовной, всеобъемлющей любви – также одна из черт образа Божия в человеке. Говорить о любви следует, скорее, «от противного». Мы все живем в «условиях нелюбви», причем настолько привыкли к этому, что не всегда до конца осознаем. Сама современная цивилизация институционально сформирована так, что она существует по «законам нелюбви». Жизнь людей все более обращена на себя, все более индивидуалистична, скорее, по факту, чем по идеологии (а часто и по идеологии). У простого человеческого общения появились очень сильные конкуренты – СМИ, потребление. Казалось бы, и в СМИ работают люди, они создают информацию, другие люди выступают в качестве объектов и субъектов информирования и т.д. Тем не менее, формируется какой-то совершенно особый информационный мир, который является человеческим только наполовину. А наполовину – техническим. В этом можно видеть проявление прогресса, но можно увидеть и другое – бегство людей друг от друга. Люди разучиваются жить и быть вместе, лицом к лицу, они уже разучились. Люди воздвигли между собой технологические, потребительские стены. Неудивительно, что эти процессы сопровождаются развитием неврозов, депрессий, увеличением количества самоубийств и т.д. Ведь любовь – к Богу и ближнему – есть смысл бытия человека, закон его «онтологии», отступая от которого человек теряет бытие.

Очень характерен здесь пример немецкого философа-«имморалиста» Ф. Ницше. Показательно, что Ницше был мизантропом, не любил людей, относился к ним с презрением, свысока, ненавидел «толпу». И хотя христианство тоже не жалует массовую культуру, но это принципиально другое отношение: христиане безумно жалеют людей, питающихся «свиными рожками» современных ценностей, а Ницше, тоже в какой-то степени осознавая это, презирает этих людей. Ницше сошел с ума потому, что он замкнулся на себя, «перегрелся», не вышел к другому. Ницше остался в тех «страстных стенах», которые отгораживают человека от других людей.

В рамках православной традиции, любовь – это не этическая, а онтологическая категория, то есть это глубинное духовное состояние человека, которое меняет его душу, тело, окружающую атмосферу, людей вокруг него. Любовь – это то «дно», в которое «упирается» подвижник; «опустившись» на него, он понимает, что весь его предшествующий духовный опыт есть только подготовка к любви. Из любви Бог создал мир и человека. Из любви Он послал Сына Своего Единородного для спасения мира. Вот к этой Божественной любви и приобщается подвижник. И он, конечно, уже по-другому смотрит на перечисленные события и на всю свою жизнь.

Любовь – это то, что заполняет душу христианина после ее очищения от страстей. С другой стороны, нельзя путать эту духовную любовь, заповеданную Христом, и земную любовь, даже самую невинную, например, к родителям. Безусловно, эта любовь имеет право на существование, но она локальна, так же как и другие земные «любови». Тогда как Христова любовь универсальна, она в каждом видит брата, она не знает что такое «чужой человек» и т.д. В глубине нашей души и скрывается именно такое представление о настоящей любви, но наше дело – до него «докопаться», открыть его, освободить от ига страстей. Для человека свойственно любить каждого другого человека, и если этого не происходит, то он страдает.

Но здесь речь идет все о людях, однако первая заповедь любви – о любви к Богу. Не всегда понимают, что это значит. Выше говорилось, что мы должны каждого человека принимать как брата. Так вот и Бога мы должны принимать как Брата, тем более что Он Сам открыл нам эту возможность. При этом Бог должен в нашей любви быть на первом месте, а человек – на втором. Любить Бога – значит творить Его волю, Его заповеди, искать Его премудрости, Его видения происходящих событий и т.д. Бог – наш Отец, Брат, Он постоянно о нас заботится и нужно видеть эту заботу даже в событиях, которые земному разуму кажутся отчаянными.

Итак, мы рассказали о трех основных проявлениях образа Божия в человеке, основных, но не единственных. Читатель заметил, что всегда речь шла о духовном преодолении ветхого человека – в духовной свободе, в «уме Христовом», в истинной любви к Богу и человеку. Здесь можно вспомнить, что некоторые Отцы учили, что нужно различать образ и подобие Божие. Образ – это духовные зачатки в человеке, а подобие – реализация данных зачатков. Цель человека в том, чтобы стяжать это подобие, чтобы образ не пролежал в его жизни мертвым грузом.

Итак, из персти и дуновения создан человек – образ Бессмертного; потому что в обоих царствует естество ума. Посему, как земля, привязан я к здешней жизни, а как частица Божественного, ношу в груди любовь к Богу и к жизни будущей, вечной». По Своей природе Бог является Всесовершеннейшим Духом, а поэтому образ Божий в человеке нужно видеть в свойствах его души – разуме, чувстве, воле и в бессмертии ее (души). Этими свойствами души личность человека была возвышена над всем неорганическим и животным миром.

Особенности христианской антропологии

Все согласны, что человек хочет счастья и что счастье есть цель, к которой он стремится, но согласие это, в сущности, мнимое и заключается лишь в слове «счастье», которое толкуется очень по-разному. Поэтому и понятия людей о цели жизни в высшей степени разнообразны. Одни полагают счастье человека в тех или иных материальных благах, другие – в чувственных наслаждениях (хотели бы видеть единственное счастье и украшение человеческой жизни вообще в половой любви – Байрон, Мопассан), третьи – в достижении власти, славы земной и т.д.

Но и здравый смысл, и опыт говорят о суете искания смысла и цели жизни во временном и условном бытии. Ветхозаветный мудрец, решая вопрос: «В чем можно найти на земле высшее благо?» – указывает на собственный опыт: как он искал счастья и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши; и убедился, что мир изменчив, и всё, чем люди прельщаются в этой жизни, не более, как вымысел беспокойного духа. Все – суета сует и томление духа. «Одно, – заключает проповедник, – надлежащим образом утешает человека и доставляет ему мир и радость: богобоязненность и соединенное с ней исполнение заповедей Божиих» (Екклесиаст).

Только вечное, бесконечное и абсолютное Бытие может дать непреходящий истинный смысл и содержание для человеческого духа с его бесконечными стремлениями, то есть последняя цель и высшее благо человека. Эта цель может быть осуществляема лишь через деятельное богоуподобление и через постоянное и тесное общение человека с Богом. Предел нравственного совершенствования для христианина бесконечен.

Указывая на постоянное и беспредельное совершенствование, Господь еще в Ветхом Завете говорит: «Будьте святы, как Я свят», в Новом Завете Он, выражая эту же мысль, говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – вот предел нравственного совершенствования для человека.

Блаженный Августин говорит: «Бог есть Источник нашего блаженства; Он есть цель всех наших стремлений… Мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться. Постольку мы и блаженны, поскольку достигнем сей цели. Другого блага у нас нет никакого, кроме того, чтобы соединиться с Богом» (Светлов, стр. 596). В «Исповеди» он же говорит: «Ты сотворил нас для Тебя Самого: потому и мятется наше сердце, пока не обретет Тебя» (Гл. 1). Осуществление евангельских начал правды и любви проявляет Царство Божие уже здесь, на земле, но полное вхождение в это Царство связано с загробной жизнью и концом этого мира.

Земная жизнь должна быть приготовлением к вечности, началом жизни будущей в Царстве Отца Небесного, когда «Бог будет всяческая во всех» (Кор. 15, 23). Признанием такого смысла временной жизни не отрицаются мир и земная жизнь, но, напротив, им только и утверждаются; ибо временное без вечного, земля без неба теряют всякий смысл и ценность для людей, способных мыслить и чувствовать. Итак, Бог, слава Божия есть высшая и последняя цель человека, и поскольку она конкретно осуществляется в деятельной любви человека к Богу, в служении Ему и ближнему, то не в себе самом, не в своем эгоизме он должен видеть свое назначение и цель своего бытия, а в Боге.

2.1. Понятие о грехе

Грех, как убеждает нас в том Священное Писание, ведет свое начало от дьявола: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (). «Грех есть беззаконие» (), – говорит святой апостол Иоанн Богослов. Грех есть единственное препятствие общения человека с Богом. Он удаляет нас от Бога и разрушает гармонию нашего бытия. Грех – источник всякой вражды и всех нестроений. Грех есть зло всех зол, так что чрез него самая жизнь перестает быть достойной того, чтобы жить ею. Как только грех овладевает сердцем человека, так сразу же человек входит в противоречие с самим собой, с окружающим его миром и с Богом.

Наконец, грех является причиной многих болезней и самой смерти. По учению Откровения, «смерть грешника люта» (). Душа, страшась своего Творца, от Которого она далеко уклонилась, но Которому она должна по разлучении с телом предстать, с трепетом и страхом оставляет свою храмину – тело. Человек, очищая себя от греховной скверны и созидая – с помощью благодати Божией – Царство Божие внутри себя, постоянно должен в течение всей своей земной жизни памятовать о спасении. Очищение человека от греха и его спасение возможно только в основанной Христом Церкви.

2.2. Понятие о спасении

Спасение человека совершается не действием только Бога Искупителя и Освятителя, но и собственными усилиями человека, ибо человек является разумно-свободным существом. Спасение есть, прежде всего, очищение человека от греховной скверны – достижение им святости, нравственное его обновление. Без нравственного возрождения Царство Божье доставило бы человеку мучение, а не блаженство, ибо в душе его не было бы ничего сродного с благами Царства Божьего. Но нравственное обновление человека невозможно без возрождения водой и Духом (). Вне Церкви и без помощи Божественной благодати одними человеческими силами невозможно «…отложить прежний образ жизни человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (). Без помощи Благодати не может и возрожденный соделывать свое спасение. Эта Благодать обитает в Церкви, и Церковью она сообщается в видимых средствах – таинствах.

2.5. Совершенство ума первозданного человека

Блаженный Августин говорит, что ум Адама (с древнееврейского – красный камень, красная глина, мужчина, мужское начало, человек) по своей силе и быстроте был настолько выше величайших из известных человеческих умов, насколько птица быстрее черепахи. По мысли Отца Западной Церкви, даже и это сравнение является слабым и недостаточным.

О великой силе ума нашего прародителя говорит Откровение. По повелению Творца, Адам нарекает «имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» ().

В древности знание имени отождествлялось с обладанием знания сущности объекта и власти над ним, поэтому наречение имен показывает в праотце глубокий ум, который быстро проникал в сущность и свойства всех тварей. По свидетельству , в наречении имен и античная мудрость видела явление великого ума.

Великому эллину Пифагору (ок. 585-500 гг. до н.э.) принадлежит изречение: «Тот был мудрейший из людей, кто первый дал названия вещам». Адам, возделывая рай, должен был идти по пути дальнейшего развития всех своих духовных и физических сил. Путь нравственного совершенствования Адама являлся легким и светлым, то есть без тех скорбей и трудов, которые стоят на пути его потомков.

2.6. Чистота сердца первозданного человека

Ни одна нечистая мысль, ни одно нечистоте желание не возмущали светлого внутреннего состояния праотца. В душе невинного человека не было внутренней брани. Его сердце наполняли совершенный мир и спокойствие, низшие силы первозданного человека были в мирном и полном подчинении владычествующей силе ума. Откровение говорит: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (), ибо стыд, по мысли многих богословов, есть нравственный страх при виде или при представлении какого-нибудь недостатка, несовершенства, нестроения. Еще в древности говорили, что стыд есть особого рода покаяние.

«Нагота, – говорит проф. Л.Г. Левистский, – чуждая стыда, есть совершенное неведение зла, не только отсутствие действительных недостатков и несовершенства, но отсутствие и самой мысли о них».

2.7. Свобода воли первозданного человека

Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему свободную волю, естественно расположенную любить Бога и расположенную более к добру. Ко злу в природе первозданного влечения не было. Первозданный был свободным существом, ибо он создан по образу Божьему – безусловно свободного Высочайшего Духа.

Победная и разумная душа не только составляет отличительную принадлежность человека по сравнению его с другими земными тварями, но и составляет существо самой личности человека, существо человечного духа.

Ум, чувство и воля первозданного человека были совершенно согласны с нравственным законом, с высочайшей и всесвятой волей Божьей. Имея и чистую безгрешную телесную природу, Адам легко мог пребывать и преуспевать в добре, и, таким образом, идти по пути большего нравственного совершенствования, по пути Богоуподобления. Из Откровения известно, что Творец являлся прародителям, беседовал с ними и вводил их в истины, дотоле неведомые им. Сам Творец вводит первозданного человека в рай, Сам дает заповедь «возделывать его и хранить его», Сам приводит к Адаму жену – Еву (с древнееврейского «хава» – женское начало, женщина, жизнь, ), Сам приводит к нему всю бессловесную тварь (для наречения имен, ). Господь Бог, обращаясь, говорит: «Адам, где ты?» и т.д. Что может быть большего для твари, как созерцать своего Творца, Бога и Промыслителя?

Человек, по мысли святых отцов, наслаждался сладчайшим созерцанием Бога. Все это было следствием его невинности, безгрешности и чистоты.

Чувствуя в мире живое присутствие Бога, первозданный человек сознавал и свои обязанности перед Творцом – неизменно сохранять первобытную красоту всего создания Божия. Он должен был всеми силами стараться соответствовать поддержанию в природе того совершенного порядка жизни, в котором он ясно видел печать Божественной силы и премудрости (). Ничто живое тогда не испытывало никаких страданий, скорбей и печалей. В то блаженное время – время непосредственного общения человека с Богом, память о котором сохранилась почти у всех древних народов как о золотом веке, человек умел довольствоваться всем тем, что требовалось для поддержания телесных сил. Первозданный человек не думал о сооружении жилища, он прикрывался лишь тенью райского сада, плодами которого он питался. Весь животный мир и вся природа были покорны Адаму и всячески ему содействовали, ибо вся первозданная природа в самом начале видела в человеке не эгоистического и злого царя-завоевателя, а лишь доброго хранителя и устроителя своего. Весь мир для жизни первозданного человека не был каким-то источником зла, но являлся необъятным храмом, в котором он созерцал Всемогущего Бога. В мире царила полная гармония и блаженство.

3. Грехопадение и его последствия

Райское блаженство первых людей и, вследствие этого, совершенство созданного мира, было непродолжительным. По мнению многих святых отцов и учителей церкви, за величественной историей миротворения последовала другая, печальная история – грехопадения. Наступил страшный день – день падения прародителей. Не только многочисленные благодеяния Творца, но и угроза, и страх смерти не остановили Адама и Еву.

Священное Писание об этом моменте повествует так: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел» ().

Вот – объяснение вечного вопроса; вот где начало человеческих скорбей, страданий, болезней, всякой суеты и самой смерти. Верховное мироправление нарушено произволом человеческой воли. Полная гармония мироздания нарушена грехом. Прародители, нарушив заповедь Творца, сразу же почувствовали в себе что-то новое и страшное, чего ранее не ощущали.

Рационалистическое, рассудочное сознание современных людей не может мириться с Богооткровенной истиной. Многие рационалисты спрашивают: «Что такое сделали прародители и чем погубили себя и все свое потомство, как могло Божественное правосудие, по их мнению, за незначительное преступление вынести суровое наказание и самую смерть?» Священное Писание учит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, то становится виновным во всем» (). Нарушив одну заповедь, прародители нарушили весь нравственный закон, ибо в каждой частной заповеди, как и во всем законе, выражается воля Божьего, которую разумно-свободная тварь для своего блага должна выполнять. Конечно, весь грех не в древе познания добра и зла, не в его плодах, ибо они сами по себе не имели никакой искусственной силы и вредного яда для человеческого организма, все дело в послушании воле Творца. Хотя бы и не было запрещенного дерева, человек, возмечтавший стать равным с Богом («будете как боги») и независимым от Него, нашел бы и иное средство, которым бы обнаружил свое отпадение от своего Творца – Бога (вспомним падение части ангелов, по христианскому учению, еще раньше падения человека часть ангелов возгордилась и отпала от Бога; этих отпавших ангелов принято называть бесами). На первый взгляд, поступок первозданного человека кажется детским, но внутри его открывается великая сила и неизмеримая глубина зла. «Пусть никто не думает, – говорит , – будто грех (первых людей) мал и легок, потому что состоял во вкушении от древа. Заповедью требовалось послушание, такая добродетель, которая в разумной твари есть как бы мать и блюститель всех добродетелей».

В «Добротолюбии» у многих святых отцов имеется замечательная аналогия: они учат, что орел считается среди пернатых господствующей птицей за свой величественный рост, могучую силу и широкий полет. Но если эта могучая птица хотя бы одним когтем зацепится за сеть, то она теряет всю свою величавость. Подобно этому и человек, если имеет хоть одну страсть или безнравственную привычку, то он теряет силу господствовать над собой и над окружающим миром.

Итак, грех первозданного человека был не таким уж и малым, каким считают его рационалисты. В одном своевольном поступке первозданных людей уже заключено множество грехов. Здесь, прежде всего, гордость, ибо прародители увлеклись обещанием змея – «будете как боги» (), а гордость является сатанинским грехом. Здесь и неверие, ибо они перестали верить Тому, от Кого получили свое бытие и все благодеяние.

Здесь и богоотступничество, ибо Адам и Ева склонились на сторону злого искусителя. Здесь и хула на Творца и Промыслителя, ибо они представили себе Святейшее Существо завистливым. Здесь – и неблагодарность, и зависть, и кража. Здесь – и самоубийство, так как они знали последствия преступлениям «смертью умрете» ().

В поступке прародителей заключается и человекоубийство, ибо вместе с собой они подвергли смерти все свое грядущее потомство.

Вот какое пагубное значение для первозданного и всего его потомства имело непослушание воле Творца. Бог весь рай, весь мир отдал человеку в его пользование и обладание, но жизнь и блаженство его не в мире, не в раю, а в Боге, в послушании Его премудрому водительству, в исполнении Его всесовершенной, всесвятой и благой воли. Человек не захотел идти путем простого послушания; он своим произволом отверг волю Творца и Промыслителя, отказался от Божественного водительства и, желая идти самостоятельно, оставил в стороне прямой указанный ему путь к совершенству.

Вместо одного добра первозданный человек пожелал отведать плодов добра и зла. Бог, не стесняя свободы первозданного, позволил ему идти дорогой, которую он сам избрал. По мысли многих святых отцов и учителей Церкви, Творец как бы сказал человеку: «Ступай путем, который ты избрал; ты (человек) много пострадаешь на нем. Но спасительных предначертаний Моих, с которыми Я создал тебя, Я не изменю». Бог приведет человека к этой цели творения. Человек, удалившись от Бога, пошел по пути зла, но не разрушил предначертаний Творца.

Таким образом, человек своим поступком, проявив своеволие, оказал противление воле Божией и уклонился от Божественного водительства.

Последствия грехопадения. Удаление прародителей от Бога

3.1. Духовная смерть

Прародители допустили произвол и потому изменились по своему психологическому состоянию и уже не могли находиться в прежних отношениях с Богом. Первоначальный союз взаимной любви между Богом и человеком разрушился. Для Адама и Евы стало страшно близкое присутствие Бога, и они решили скрыться от лица Божия (). А удаление от Бога есть отсутствие всех добрых расположений души, веры, надежды, любви, сыновнего страха, повиновения. Человек теперь не может наслаждаться созерцанием Бога и райской жизнью. Выдающийся апологет II-III веков святитель говорит, что несчастные преступники желали убежать не от суда, не от наказания, а только от Лица Божия, ибо чувство присутствия Бога, несомненно, должно было увеличивать собой и без того немалые их душевные мучения. Испытывая страшные чувства виновности и стыда перед Богом за свое преступление, прародители, по мысли святого Отца, желали, чтобы Всеведущий Бог, зная об их преступлении, предоставил бы их самим себе, ибо не желали испытывать невыразимого страдания от возможной встречи с Богом.

В своей девятой беседе «О том, что Бог не виновник зла» святитель проводит основную мысль, согласно которой только в Боге – жизнь. Всякое отчуждение от Бога есть несноснейшее зло, самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света, или блуждание человека во мраке вечной ночи.

Прародители, чувствуя свою виновность, не могли уже более беседовать со своим Творцом. Но, несмотря на преступление наших прародителей, Бог не желает оставить их, и, обращаясь к Адаму, говорит: «Адам, где ты?» (). Адам не смел показаться Богу и не мог сказать Ему правду о своем преступлении. Адам только ответил Всеведущему Богу, что он наг (). Первозданный человек вполне сознавал свое преступление, но сказать об этом Богу для него было мучительно тяжело, и, желая избежать этой муки, он в своем ответе Богу не высказал той главной причины, тяжесть которой он испытывал во всем своем существе. Но Всемогущий Бог ждал правды и потому обращается к нему с новым вопросом: «кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (). Творец-Сердцеведец, зная, как трудно бывает грешнику осознать свои грехи, Сам называет его преступление. Но Адам, вместо чистосердечного раскаяния пред Богом, указывает, что виновна его жена, которую дал ему Творец. Подобным образом поступает и праматерь, обвиняя в виновности змея, который соблазнил ее (). Прародители не умерли тут же физической смертью, они прожили на земле еще много лет. Но немного радости для преступника, если только отложен день его смертной казни. В тот же день они умерли духовно.

3.2. Помрачение духовных сил первозданного человека

В тот же день, разделивший Адама и Еву с Богом, были помрачены их духовные силы. У них зародилось лукавство, обман и, вместо смирения, гордость, которая наполнила их души. Грех помрачил глубокий и проницательный разум первозданного. Откровение, сообщая об этом, говорит: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (). Раньше, до падения, он, конечно, знал, что от Лица Божия скрыться никому нельзя.

Об осквернении и помрачении чистого и светлого чувства Откровение повествует: «…И убоялся, потому что я наг, и скрылся…» (). До падения прародители не замечали своей наготы (см. пункт «Чистота сердца первозданного человека»).

Грехом была ослаблена и воля первозданного, ибо зло, вошедшее в природу человека с грехом, сделалось не только наследственным, но и господствующим в духовной природе всего ветхозаветного человечества. Человек стремился уже более ко злу, чем к добру. Господь о допотопном человеке говорит: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» ().

3.3. Изменение материального (физического) мира

Нравственное зло, появившееся вследствие произвола человеческой воли, отразилось и на видимой природе, то есть в материальном мире появилось физическое зло. Приговор Господень суров и однозначен: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ().

Под бременем сего проклятия земля стала менее плодородной, стихии стали как бы враждовать между собой и против человека, многие животные вышли из повиновения ему и стали для него страшны и опасны, ибо они теперь видели в человеке не доброго хранителя и устроителя своего, а эгоистического и злого царя-завоевателя. По словам апостола Павла, это ненормальное состояние, в которое поставлена тварь грехом человека, для нее самой тяжело и обременительно: «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ().

3.4. Телесная смерть

«Бог не сотворил смерти» (Прем. Солом. 1, 13), «Бог создал человека для нетления» (Прем. Солом. 2, 23). Условием этого бессмертия была праведность, ибо «праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. Солом. 1, 15). Причина смерти – грех, ибо Господь сказал: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ().

В день грехопадения физические силы Адама и Евы были ослаблены и помрачены. Прародители почувствовали в теле слабость, а затем возникли и самые болезни, которые старили их и с каждым днем приближали к могиле. Стройная внутренняя гармония между душой и телом нарушилась. Душа и тело в первозданном вступили по грехопадении в столкновение между собой. Наконец, после всех этих потрясений и всяких вредных влияний произошел разрыв между душой и телом. Наступила смерть физическая, ибо тело должно возвратиться в землю, по словам Творца: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (), «а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ().

Итак, грех прародителей внес:

1) расторжение первоначального союза взаимной любви между Богом и человеком (духовную смерть);

2) помрачение всех духовных и физических сил в природе человека;

3) физическое зло, или искажение первобытной красоты и гармонии материального мира;

4) телесную смерть.

Что такое христианство?


Существует несколько мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Христианство — самая распространенная из них. Рассмотрим, что такое христианство, как возникло это вероучение и каковы его особенности.

Христианство — мировая религия, которая основана на жизни и учениии Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Библии. Иисус выступает в роли Мессии, Божьего Сына и Спасителя людей. Христианство делят на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. Приверженцев этой веры называют христианами — в мире их примерно 2, 3 млрд.

Христианство: появление и распространение

Эта религия появилась в Палестине в I в. н. э. у иудеев во времена господства Ветхого Завета. Тогда эта религия предстала как вероучение, обращенное ко всем униженным людям, желающим справедливости.

История Иисуса Христа

Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в мире. Считалось, что он должен был быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Появление Иисуса Христа связывают с преданиями из Ветхого Завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Имеются разные данные насчет родословной Иисуса Христа, ведутся разные споры о его существовании. Верующие христиане придерживаются следующей позиции: Иисуса родила непорочная Дева Мария от Святого Духа в городе Вифлеем. В день его рождения Иисусу поклонились три волхва как будущему царю иудеев. Затем родители увезли Иисуса в Египет, а после смерти Ирода семья переехала обратно в Назарет. В 12 лет во время Пасхи он жил в храме три дня, беседуя с книжниками. В 30 лет его крестили в Иордане. Перед тем как начать служение обществу, Иисус соблюдал пост в течение 40 дней.

Само служение началось с выбора Апостолов. Далее Иисус стал творить чудеса, первым из которых считается превращение воды в вино на свадебном пиршестве. Далее он долго занимался проповеднической деятельностью в Израиле, во время чего сотворил множество чудес, среди которых — исцеление множества больных людей. Иисус Христос занимался проповедничеством три года, пока Иуда Искариот — один из учеников — не предал его за тридцать серебряников, сдав иудейскому начальству.

Синедрион осудил Иисуса, в качестве наказания выбрав распятие. Иисус умер и был похоронен в Иерусалиме. Однако после смерти на третий день он воскрес, а когда прошло 40 дней, он вознесся в небеса. На Земле после себя Иисус оставил своих учеников, которые распространяли христианство по всему миру.

Развитие христианства

Изначально христианство распространялось в Палестине и Средиземноморье, но уже с первых десятилетий благодаря деятельности апостола Павла оно стало популяризироваться в провинциях у разных народов.

Как государственную религию христианство впервые приняла Великая Армения в 301 году, в Римской Империи это произошло в 313 году.

До V века христианство распространялось в следующих государствах: Римская империя, Армения, Эфиопия, Сирия. Во второй половине первого тысячелетия христианство стало распространяться у славянских и германских народов, в XIII-XIV вв. — у финских и балтийских. Позднее популяризацией христианства занимались миссионеры и колониальная экспансия.

Особенности христианства

Чтобы лучше понимать, что такое христианство, следует подробнее рассмотреть некоторые моменты, связанные с ним.

Понимание Бога

Христиане чтут единого Бога, который создал людей и Вселенную. Христианство — это монотеистическая религия, однако Бог сочетает в себе трех (святая Троица): это Отец, Сын и Святой Дух. Троица едина.

Христианский Бог — это совершенный Дух, разум, любовь и благость.

Понимание человека в христианстве

Душа человека бессмертна, сам он создан по образу и подобию Божьему. Цель человеческой жизни — духовное совершенствование, жизнь по Божьим заповедям.

Первые люди — Адам и Ева — были безгрешными, но Дьявол соблазнил Еву, и она съела яблоко с дерева познания Добра и Зла. Таким образом человек пал, и после этого мужчины трудились не покладая рук, а женщины рожали детей в мучениях. Люди стали умирать, и после смерти их души отправлялись в Ад. Потом Бог пожертвовал своим сыном — Иисусом Христом, чтобы спасти праведных людей. С тех пор их души после смерти отправляются не в Ад, а в Рай.

Для Бога все люди равны. В зависимости от того, как человек проживает свою жизнь, он попадает в Рай (для праведников), в Ад (для грешников) или в Чистилище, где грешные души очищаются.

Дух господствует над материей. Человек живет в материальном мире, достигая при этом идеального назначения. Важно стремиться к гармонии материального и духовного.

Библия и таинства

Главная книга для христиан — это Библия. Она состоит из Ветхого Завета, унаследованного от иудеев, и Нового Завета, созданного самими христианами. Верующие люди должны жить в соответствии с тем, чему учит Библия.

Также в христианстве используются таинства. К ним относится крещение — инициация, в результате которой человеческая душа соединяется с Богом. Еще одним таинством является причащение, когда человеку нужно вкусить хлеб и вино, которые олицетворяют тело и кровь Иисуса Христа. Это необходимо для того, чтобы Иисус «жил» в человеке. В православии и католицизме используются еще пять таинств: миропомазание, рукоположение, церковный брак и соборование.

Грехи в христианстве

Вся христианская вера основывается на 10 заповедях . Нарушая их, человек совершает смертные грехи, чем губит себя. Смертным грехом считается тот, который ожесточает человека, отдаляет от Бога, не вызывает желания покаяться. В православной традиции к первому типу смертных грехов относятся те, которые влекут за собой другие. Это известные 7 смертных грехов: блуд, корыстолюбие, чревоугодие, гордыня, гнев, уныние, зависть. Также к этой группе грехов можно отнести духовную леность.

Второй тип — грехи против Святого Духа. Это грехи, совершенные вопреки Богу. Например, надежда на доброту Бога при нежелании следовать праведной жизни, отсутствие покаяния, борьба с Богом, озлобленность, зависть к духовности других и т. д. Сюда же относится хула на Святого Духа.

Третья группа — грехи, «вопиющие к небу». Это «содомский грех», убийство, оскорбление родителей, притеснение нищих, вдов и сирот и т. д.

Считается, что спастись можно покаянием, поэтому верующие люди ходят в церкви, где признаются в своих грехах и обещают их не повторять. Способом очищения, например, является . Также используются молитвы. Что такое молитва в христианстве? Она представляет собой способ общения с Богом. Существует множество молитв на разные случаи жизни, каждая из которых подходит для той или иной конкретной ситуации. Можно произносить молитвы в произвольной форме, прося Бога о чем-либо сокровенном. Перед произнесением молитвы нужно покаяться в своих грехах.

Если вы заинтересовались христианством, а также другими религиями, вам могут быть интересны эти статьи.

В I веке н.э. зарождается новая мировая религия - христианство (греч. Christos - помазанник), появление которого связывается с сошествием на землю богочеловека Иисуса Христа, своими страданиями и смертью искупившего грехи человечества

Согласно христианству, Бог создал человека для любви к себе, общения с собой. Бог находится с человеком в отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати. Бог хочет пребывать в человеке своей благодатью, даруя человеку возможность обожения.

Обожение (гр. - theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением, которое понимается как спасение души. Само спасение достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 2005. С. 312.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Бога, оно установлено Богом. Дар обожения -- дар нетварной божественной благодати. Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными ему душами. Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа. Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света.

Согласно христианству, человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воле человека. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей.

Согласно христианству, человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя.

По христианству мужчина и женщина равны в своём духовном достоинстве перед Богом. Они в равной мере сотворены по Образу Божьему. Мужчина может иметь только одну жену.

Человек сам творит свои поступки, используя свою богообразную и богоподобную свободную волю.

По христианскому вероучению прародители человечества были созданы нетленными и бессмертными. Они (Адам и Ева) подверглись грехопадению, которое повлияло на все происшедшее от них человечество, так как греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. Вследствие грехопадения прародителей испортилась душевная природа человека. Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели». «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола». Цит. по: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 2005. С. 315.

Вследствие греха прародителей испортилась и телесная природа человека. Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех -- смерть» (Рим 6:23). Цит. по: Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. -- С. 216. Смерть и болезни не были созданы изначально Богом. После грехопадения прародителей исказился весь материальный мир. Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. Человеку необходим Спаситель от власти и силы греха.

Бог в христианстве раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа. Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и церковных таинствах. Установлены священнодействия, в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа.

Бог требует от человека исполнения евангельских заповедей любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10. 27). Цит. по: Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. -- С. 223. . Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. Бог в христианстве заповедует любовь ко всякому человеку. Он не заповедует войну с иноверцами, но заповедует духовную борьбу с дьяволом и падшими духами -- врагами человеческой души.

Господь обещает человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни. В Царствии Божием (в раю) христиан ожидает духовное блаженство.

Другие религии христианство признает ложными учениями. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-95. Т. 1. С. 196.

Таким образом, христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

Он изгнал из Иерусалимского храма всех торговцев, показывая тем самым, что непорядочным людям нет места в святых и благородных делах. Затем была предательство Иуды Искариота, обвинение в умышленном богохульстве и наглом посягательстве на царский престол и смертный приговор. Умер он, будучи распятым на кресте, приняв на себя муки за все грехи человеческие. Через три дня Иисус Христос воскрес, а затем вознесся на небо.О религия христианство говорит следующее: существует два места, два особых пространства, недоступных людям при земной жизни. и рай. Ад - это место страшных мучений, находящееся где-то в недрах земли, а рай - место вселенского блаженства, и только сам Бог будет решать, кого куда направить.

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и

Загрузка...
Top